Производство отопительных приборов в России – итоги 2017 года

текст и фото: пресс-служба Ассоциации производителей радиаторов отопления

237

В целях подведения итогов 2017 года АПРО провела опрос производителей. Итоги анализа представлены в нижеследующей статье.

В целях подведения итогов 2017 года АПРО провела опрос производителей. Итоги анализа поступившей статической информации об объемах, структуре и динамике российского производства отопительных приборов в 2017 году в сравнении
с 2016 годом представлены в нижеследующей статье.

При подведении итогов анализа объемов отечественного производства отопительных приборов АПРО структурировала его результаты по сегментам отрасли (типам отопительных приборов), поскольку в 2017 году для них были характерны разнонаправленные тренды.

Как известно, российский рынок отопительных приборов может быть структурирован на сегменты производства: алюминиевых и биметаллических секционных радиаторов отопления; стальных панельных радиаторов отопления; чугунных секционных радиаторов отопления; конвекторов.

В сегменте производства алюминиевых и биметаллических секционных радиаторов отопления в 2017 году (по сравнению с 2016 годом) зафиксирован рост на 8,9% (при расчете в изготовленных секциях).

Данный рост в сегменте алюминиевых и биметаллических радиаторов обеспечен как по причине увеличения объемов производства на существующих крупнейших предприятиях, так и за счет начала выпуска продукции на новых заводах.

При этом повышательная динамика в сегменте «алюминия-биметалла» обеспечивается как в связи с фактором роста внутреннего спроса на радиаторы отопления данного типа (в частности, в связи с региональными программами капитального ремонта многоквартирных домов), так и за счет дальнейшего постепенного «вымывания» рыночной доли китайского и европейского импорта (несмотря на стабилизацию и укрепление курса рубля).

В 2018 году рассчитываем на сохранение тренда по росту объемов производства в сегменте «алюминия-биметалла» и даже на его углубление с учетом выхода на проектные мощности новых заводов, специализирующихся на изготовлении алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления (в Республиках Ингушетия и Карелия, Ставропольском крае, Липецкой области).

В сегменте российского производства стальных панельных радиаторов отопления также имеют место тенденции устойчивого роста – на 8,5% (из расчета в штуках изготовленных изделий).

При этом флагманом роста отечественного производства стальных панельных радиаторов по-прежнему остается первое в данном сегменте российское предприятие – ОАО «НИТИ «Прогресс» (+19,4% в «поштучном» расчете при приемлемых показателях товарных запасов).

Рост отечественного производства стальных панельных радиаторов отопления обусловлен как ростом внутреннего спроса на отопительные приборы данного типа и повышением доверия к ним промышленных потребителей (строительных организаций), так и успешной конкуренцией с ведущими европейскими импортерами.

В 2018 году объемы российского производства стальных панельных радиаторов отопления также ожидает рост, связанный с появлением новых игроков в лице отечественных заводов (в Московской, Калининградской и Ростовской областях).

Вместе с тем, учитывая значительный уровень конкуренции и невысокую маржинальность сегмента, дальнейший рост объемов предложения стальных панельных радиаторов отопления на российском рынке отопительных приборов создает риски затоваривания и снижения рентабельности.

Непростым оказался 2017 год для российских производителей чугунных секционных радиаторов отопления (снижение на 23% в весовом и секционном выражении).

Данная ситуация обусловлена как дальнейшим понижением объемов внутреннего спроса, так и жесткой ценовой конкуренцией со стороны китайского импорта и Луганского литейно-механического завода, кратно увеличившего в прошлом году объемы выпуска продукции, значительная часть которой поставляется в Россию.

В то же время, динамично развивается «чугунный сегмент» в нише дизайн-радиаторов в лице ООО «ПКФ-Радимакс».

В сегменте конвекторов в 2017 году наблюдались разнонаправленные тенденции в зависимости от типа монтажа производимых изделий и материала их изготовления.

Так, предприятия по производству встраиваемых (внутрипольных) конвекторов демонстрируют уверенный рост (от 11% до 25%), в то время как для изготовителей стальных конвекторов характерно снижение объемов выпуска продукции (от незначительного в 2% до ощутимых минус 20%).

При этом флагманом развития в сегменте остается ОАО «Фирма «Изотерм» (г. Санкт-Петербург), которой в прошлом году удалось не только сохранить траекторию роста производства медно-алюминиевых внутрипольных конвекторов, но и значительно увеличить выпуск стальных конвекторов.

Отрадно, что российские производители внутрипольных конвекторов находят свою долю на внутреннем рынке наряду с ведущими европейскими компаниями, успешно конкурируя с ними за счет привлекательной ценовой политики.

Тревожные тенденции в сегменте стальных конвекторов обусловлены снижением спроса на продукцию их крупнейших производителей по двум причинам.

Во-первых, усиливается «межтиповая» конкуренция, при которой крупные производители стальных панельных радиаторов отопления уже в состоянии конкурировать по сопоставимой цене со стальными конвекторами для монтажа в жилье-эконом-класса, являясь более привлекательными в интерьерном плане.

Во-вторых, в регионах России некоторые крупные строительные компании по возведению жилья эконом-класса начали создавать свои небольшие производства стальных конвекторов для собственных нужд, что снижает спрос на товары крупных производителей.

Таким образом, по итогам 2017 года уверенный рост объемов отечественного производства демонстрируют наиболее массовые сегменты отрасли отопительных приборов (алюминиевые и биметаллические, стальные панельные радиаторы отопления).

В 2018 году динамика российского производства во многом будет зависеть от следующих основных факторов:

  • успешность и оперативность адаптации производителей к введению с 27 июня 2018 г. обязательной сертификации радиаторов отопления и конвекторов отопительных;
  • темпы выхода на проектные производственные мощности новых заводов;
  • динамика объемов внутреннего спроса крупных заказчиков для нужд нового строительства и капитального ремонта;
  • общая макроэкономическая ситуация (волатильность валютного курса, стабильность налогового режима).