Анатолий Цыкалов «Качество жизни населения региона – наш приоритет»

текст: Наталья Повольнова, фото: пресс-служба Министерства промышленности, энергетики и ЖКХ Красноярского края, ООО «Сибирская генерирующая компания»

320

Журнал «ЖКХ Сибири» поговорил с министром промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края Анатолием Цыкаловым.

Жилищно-коммунальный комплекс Красноярского края – это тысяча предприятий, на которых работают более 52 тысяч специалистов. Сложная коммунальная инфраструктура региона насчитывает сотни теплоисточников и водопроводов, 14,5 тысяч километров инженерных сетей. Обеспечение качества питьевой воды, «перезагрузка» программы капремонта, подготовка объектов энергетики к Универсиаде, перспективы газификации Красноярска – об этом и многом другом журнал «ЖКХ Сибири» поговорил с министром промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края Анатолием Цыкаловым.

Фокус на «болевые точки»

Анатолий Григорьевич, в ближайшие три года в систему ЖКХ края дополнительно вольются 300 млн руб. Каковы источники финансирования и на какие цели будут направлены эти средства?

Деньги выделены в рамках государственной программы реформирования отрасли ЖКХ – средства предоставляются краевым бюджетом для того, чтобы усилить программу. ЖКХ – отрасль, которая находится на особом контроле врио губернатора края Александра Викторовича Усса. Совместно с депутатским корпусом нами был выбран ряд болевых точек – именно туда будет направлено финансирование. Важнейшая задача – обеспечение населения края качественной питьевой водой, это неотъемлемая составляющая нашего приоритета – качества жизни населения региона. На эти цели на трехлетний период дополнительно выделено 150 млн руб. Средства будут направлены на строительство водозабора в Северо-Енисейске; строительство коллекторов, по которым будут идти стоки к новым очистным сооружениям в Лесосибирске.

В фокусе и работа по улучшению качества жилищных условий жителей края, в первую очередь жителей Норильска и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района – на это будет направлено порядка 118 млн руб. Средства пойдут на дополнительный ремонт 160 квартир, в которые будут переселены те, кто в настоящее время проживает в домах, признанных аварийными или ветхими. Часть средств также пойдет на снос аварийных зданий и работы по укреплению фундамента в тех домах, где это необходимо.

Насколько остро в регионе стоит проблема обеспечения жителей качественной питьевой водой? И что сегодня делается для ее решения?

Проблема действительно есть – на территории края 268 тыс. человек потребляет воду, которая не в полной мере соответствует СанПиНам. Поэтому нам необходимо строить качественные водозаборы и направлять средства на водоподготовку. Совместно с депутатами мы определяем приоритеты – населенные пункты края, где нет альтернативных путей получения качественной воды. Именно там, в первую очередь, будут построены новые водозаборы, либо станции подготовки воды.

Капремонт – «перезагрузка»

Если говорить честно, на сегодня капитальный ремонт – тема для края проблемная. Какие задачи нам предстоит решить, чтобы выйти на необходимые объемы выполнения ремонтных работ? Ведь средства для этого у нас есть.

В этом вопросе есть две основные и взаимосвязанные проблемы. С одной стороны, это несформированность рынка услуг подрядных организаций, которые на профессиональном и качественном уровне готовы выполнять работы по капитальному ремонту. С другой стороны, этому есть объяснение. Ведь для того, чтобы этот рынок сформировался, и на него пришли качественные, специализированные, добросовестные организации, необходимо, чтобы предъявляемая потенциальным подрядчикам сметная стоимость работ соответствовала рынку.

Почему сегодня это не так?

В 2014 году, когда программа капремонта была запущена по всей стране, был определен так называемый «минимальный взнос на капитальный ремонт». На территории региона – и это во многом было волевое решение – эта цифра составила 6 руб. с одного «квадрата»; при этом была определенная дифференциация в зависимости от климатических зон и типа домов. Сам же размер взноса ежегодно увеличивался на 30 копеек.

Важно понимать, что опосредованно размер минимального взноса является ориентиром при определении сметной стоимости на выполнение 11 обязательных видов работ, начиная от укрепления фундамента и заканчивая ремонтом кровли. К сожалению, как показала практика, на объявленные фондом капремонта аукционные торги, зачастую не заявлялось ни одного потенциального подрядчика. Порой, прежде чем был определен победитель, проводилось по четыре-пять, а иногда и до 7 аукционов. Победители таких аукционов не редко просто были не готовы к выполнению ремонтных работ, не имели ни специализированного оборудования, ни бригад, ни запаса средств. В итоге, мы получили то, что получили. За три года в крае было отремонтировано порядка 800 домов, а для того, чтобы программа капремонта выполнялась в соответствии с графиком, эта цифра должна быть в два с половиной раза больше.

Как сдвинуть эту задачу с мертвой точки?

Сейчас ведем над этим активную работу. Вопрос обсуждался на президиуме правительства края, который прошел под председательством врио губернатора Александра Викторовича Усса. Наметили ряд шагов, которые в настоящий момент корректируются совместно с федеральными властями. В частности, с профильным министерством строительства и ЖКХ РФ и лично с заместителем министра Андреем Владимировичем Чибисом.

Если говорить кратко, будет проведен своего рода перезапуск работы фонда, в том числе принят ряд организационных решений. Прежде всего, уже пересматривается предельная стоимость выполнения работ, которая должна соответствовать рыночной стоимости.

Только так можно привлечь к этой работе качественные специализированные организации, в том числе из других регионов. Привести сметную стоимость капремонта к рыночной – это задача №1 сегодня; затем, в результате торгов и конкуренции между потенциальными подрядчиками, эта стоимость будет снижаться. В том, что капремонт – тема, привлекательная для бизнеса, сомнений нет. Ежегодно в регионе на капитальный ремонт собирается порядка 3,5 млрд руб., плюс, накоплены остатки – порядка 8 млрд руб. То есть, у нас есть возможность сформировать заказ на ближайшие два-три года на сумму порядка 8 млрд руб. В то же время, для нас это возможность восстановить строительную отрасль Красноярского края и утраченные компетенции. Поэтому в вопросе «перезагрузки» капремонта, в первую очередь, будем опираться на Союз строителей края.

Ремонт теплосетей без отключения воды

Скоро в крае закончится отопительный сезон и должны будут начаться ремонтные работы на теплосетях. Какой объем средств будет направлен на эту работу?

За последние 10 лет в ЖКХ края инвестировано порядка 15 млрд руб., это как средства частного бизнеса, так и краевого бюджета. В среднем – это 1,5 млрд ежегодно. Муниципалитеты региона ежегодно получают из краевого бюджета 400–500 млн руб. на ремонт сетей и строительство новых объектов. Так, за последние годы построено 67 новых объектов. В их числе 35 теплоисточников, 22 водозабора, 10 канализационных очистных станций.

Красноярск стал одной из пилотных площадок федерального проекта по подготовке к зиме теплосетей без отключения воды. Какова цель этого проекта?

Действительно, Красноярск наряду с Екатеринбургом, Ижевском и Пермью вошел в пилотный проект Министерства строительства и ЖКХ РФ. Его цель – поэтапно минимизировать, а в дальнейшем и совсем отказаться от временного отключения горячей воды, к которому ежегодно в летний период прибегают ресурсоснабжающие компании для подготовки города к отопительному сезону. Реализация проекта предусматривает качественную подготовку и организацию мероприятий ремонтных программ с применением современного и технологичного оборудования, технической перенастройки действующей инфраструктуры. Это позволит сократить сроки диагностики состояния и проведения ремонта тепловых сетей.

Город готов к этому проекту?

Для реализации «пилота» необходимо на федеральном уровне скорректировать нормативно-правовую базу, регламентирующую сроки проведения ремонтных работ. Кроме того, необходимо проанализировать техническую возможность теплоснабжающих организаций Красноярска для возможного переключения источников на время планируемых отключений, провести предварительную проработку мероприятий по реконструкции систем теплоснабжения с определением источников финансирования.

Как скоро планируется приступить к реализации пилотного проекта в Красноярске?

На территории Красноярского края по этому «пилоту» заявилась компания СГК. Сейчас в ходе предварительной проработки этой инициативы подготовлен и подписан план мероприятий, которые позволят сократить нормативный срок отключения – а это 14 суток – как минимум вдвое.

60% электроэнергии дает гидрогенерация

Анатолий Григорьевич, задача энергетики не просто обеспечить подачу света и тепла, а делать это с минимальными затратами, максимальной надежностью и высшей степенью защищенности эксплуатируемых объектов. Как эту триединую задачу решают энергетики Красноярского края?

Если сравнивать отрасль с другими отраслями промышленности, то энергетике удалось сохранить свою ресурсную базу в хорошем, работоспособном состоянии. Понятно, что наша гидрогенерация возможна благодаря богатству таких рек, как Енисей и Ангара. Именно на гидрогенизацию приходится 60% установленной мощности электростанций, остальную долю занимают ТЭЦ и ГРЭС. В целом по установленной мощности энергетических станций регион занимает второе место среди субъектов СФО. Помимо традиционной энергетики, в крае реализуются проекты по использованию возобновляемых источников энергии. Уже сегодня ветрогенератор и солнечная электростанция запущены в Богучанском районе.

Наш край выделяется высокой обеспеченностью топливно-энергетическими ресурсами. В угольных бассейнах региона сосредоточено более 45% потенциальных и 24% разведанных запасов страны. По объему добычи угля, а это около 40 млн тонн, край занимает второе место в стране. Весомую лепту в объем добычи 11 млрд куб. м природного и попутного газа вносят нефтегазодобывающие компании: АО «Норильскгазпром», АО «Таймыргазпром», ООО «РН-Ванкор», ведущие добычу на газовых месторождениях крайнего севера.

Всего на энергетическом рынке региона работает порядка 90 предприятий энергетики, из них 25 электростанций: 5 гидроэлектростанций, 9 теплоэлектроцентралей, 3 государственные районные электростанции, 8 теплоэлектростанций промышленных предприятий. Также энергетический рынок региона – это 57 ТСО, работающих в единой энергосистеме края, и 20 субъектов электроэнергетики в изолированных территориях. Крупнейшими являются: Красноярская ГЭС АО «ЕвроСибЭнерго», ПАО «Богучанская ГЭС», «Березовская ГРЭС» – филиал ПАО «Юнипро», Красноярская ГРЭС-2 – филиал ПАО «ОГК-2», ООО «Сибирская генерирующая копания», АО «Норильско – Таймырская энергетическая компания», филиал ПАО «ФСК ЕЭС» – МЭС Сибири, филиал ПАО «МРСК Сибири» – «Красноярскэнерго», АО «Красноярская региональная энергетическая компания» и другие.

Не удивительно, что функционирование столь огромного хозяйства влечет за собой ряд проблем. Какие из них стоят наиболее остро?

Самая существенная – износ электросетевого хозяйства: больше половины подстанций старше 35 лет, такая же ситуация и с воздушными линиями электропередач. Следующая проблема – это закрытые для присоединения центры питания: речь о 52 подстанциях напряжением 35 кВ и выше, 10 из них расположены в Красноярске. Эта проблема во многом создана искусственно, поскольку кто-то, что называется, «забронировал» себе мощности впрок. Таким образом, они остаются зарезервированными за первыми обратившимися, а прописанная в законе бюрократическая система договорных отношений не позволяет оперативно реагировать на подобную ситуацию. Это негативно влияет на формирование стоимости электроэнергии и сдерживает социально-экономическое развитие региона: нет возможности технологического присоединения к электрическим сетям – нет бизнеса. Иногда вопрос стоит именно так.

И здесь получается как в пазлах: один неправильно установленный фрагмент влечет за собой следующую цепочку нестыковок. Мы начинаем ломать голову над тем, что предпринять – строить новые подстанции или реконструировать действующие, менять оборудование, строить ЛЭП и т.д.

Нас порой упрекают в медлительности, но менять законодательство – не наша прерогатива. Однако мы пытаемся влиять на ситуацию. Министерством разработана и уже действует дорожная карта по внедрению целевой модели «Технологическое присоединение к электрическим сетям с максимальной мощностью до 150 кВт». С целью реализации мероприятий дорожной карты нами проведена работа по преодолению административных барьеров в решении вопросов упрощения процедуры технологического присоединения к электрическим сетям.

В половине муниципальных образований края уже созданы специальные комиссии. В случае возникновения вопросов по технологическому присоединению к электрическим сетям в данную комиссию могут обратиться представители малого и среднего предпринимательства. Кроме того, нашим ведомством разработана государственная программа Красноярского края «Энергоэффективность и развитие энергетики», в рамках которой предусмотрены мероприятия по предоставлению субвенций муниципальным образованиям на оформление бесхозяйных сетей в собственность. Безусловно, всех проблем это не решает, но вопрос сдвинулся с мертвой точки.

Как сегодня решается вопрос износа электросетевого хозяйства в регионе?

В рамках инвестиционных программ до 2020 года на обновление электросетевого хозяйства и расширения электрической сети краевыми сетевыми компаниями заложено порядка 30 млрд рублей. За этот период планируется ввести 1 500 МВА трансформаторной мощности, 3 300 км электрических сетей, реконструировать 270 трансформаторных подстанций, 310 км электрических сетей.

Помимо этого, генерирующими компаниями реализуются инвестиционные проекты на общую сумму 73,8 млрд рублей. Назову самые крупные проекты в сфере генерации – это замена рабочих колес на гидротурбинах Красноярской ГЭС, перевооружение и реконструкция основных фондов на объекте ОГК-2 – Красноярской ГРЭС-2 в Зеленогорске и объекте компании ПАО «Юнипро» – ГРЭС в Шарыпово, замена оборудования на объектах генерации в Норильске, проводимой Норильско-Таймырской энергетической компанией.

Кроме того, Красноярское предприятие Магистральных электрических сетей (МЭС) Сибири инвестирует в увеличение трансформаторной мощности и реконструкцию подстанций, в том числе планируется завершить реконструкцию подстанций 220 кВ Левобережная и Ново-Красноярская. Ввод в эксплуатацию этих объектов повысит надежность электроснабжения, откроет возможность технологического присоединения новых потребителей Октябрьского, Железнодорожного, Центрального и Советского районов города, поселка Солонцы Емельяновского района, а также объектов Универсиады 2019 года. Компания также в интересах железной дороги построит на отрезке Транссиба вторую цепь тягового транзита для повышения надежности движения составов. К 2020 году планируется ввести в эксплуатацию подстанцию 220 кВ «Жарки», которая позволит решить проблему обеспечения перспективных потребителей города Красноярска до 2030 года.

Энергообъекты Универсиады – работа по плану

К вопросу Универсиады. Какая подготовка к проведению масштабных соревнований ведется по линии энергетики?

В начале года в Красноярск с рабочим визитом приезжал заместитель министра энергетики РФ, заместитель руководителя Правительственной комиссии по обеспечению безопасности электроснабжения Андрей Черезов. Совместно с ним и руководителями электросетевых предприятий региона мы проинспектировали энергообъекты, задействованные в обеспечении надежного электроснабжения спортивных и инфраструктурных объектов XXIX Всемирной зимней универсиады.

В их числе подстанция 110/10 кВ «Университет», которая находится в зоне эксплуатационной ответственности АО «КрасЭКо». Подстанция является источником электроснабжения для половины всех спортивных объектов и объектов инфраструктуры Универсиады-2019. К подстанции подключено 19 объектов общей максимальной мощностью 22,434 МВт. Энергообъект укомплектован самым современным оборудованием, в частности автоматизированной системой управления технологическими процессами, которая позволяет в дистанционном режиме контролировать и управлять объектом из диспетчерского центра АО «КрасЭКо».

Кроме этого, мы осмотрели новый центр питания компании МРСК Сибири – «Красноярскэнерго» – подстанцию 110 кВ «Белые Росы», которая позволит нарастить энергетическую мощность в наиболее развивающемся правобережном районе города. Открывшийся центр питания обеспечит надежное электроснабжение спортивных комплексов, в том числе Дворца спорта им. Ивана Ярыгина, Центрального стадиона им. Ленинского комсомола, Школа олимпийского резерва. Еще один объект, который посетила комиссия, многофункциональный спортивно-зрелищного комплекс «Платинум Арена». Для обеспечения электроснабжения спорткомплекса построена распределительная трансформаторная подстанция, которая подключена к ПС 110 кВ «Бобровый лог».

Какие еще задачи предстоит решить для того, чтобы к снабжению объектов Универсиады электроэнергией не было вопросов?

Первоочередная задача на сегодня – обеспечение бесперебойного электроснабжения с применением дизель-генераторных установок. В течение текущего года территориальные сетевые компании должны приобрести или арендовать дизель-генераторные установки.

Красноярск в ожидании газификации

Одна из актуальных для региона проблем – экологическая ситуация. В этом вопросе у властей края наметился принципиально новый подход – развитие газификации региона. Что уже сделано?

Обладая значительными запасами природного газа, наш регион – одна из немногих территорий страны, где ограничено его использование. На сегодняшний день доминирующее положение в топливно-энергетическом балансе занимает уголь, его доля составляет 80%. В середине марта врио губернатора Александр Викторович Усс подписал актуализированную генеральную схему газоснабжения и газификации Красноярского края. В подготовке схемы принимали участие специалисты Правительства края, представители научного сообщества и эксперты коммерческих компаний, работающих в сфере газодобычи и газоснабжения. Подготовка и утверждение генеральной схемы – это первый шаг к запуску процессов газификации региона, которая должна привести к принятию окончательного решения по включению соответствующих работ в инвестиционную программу «Газпрома».

Предложенная схема актуализирована с учетом существующих реалий и подразумевает три сценария возможной реализации проекта газификации региона. Первый сценарий предполагает использование ресурсных источников, расположенных на территории края, в Эвенкийском муниципальном районе. Второй – использование существующей газотранспортной инфраструктуры «Газпрома», расположенной в Кемеровской области. И еще один путь – использование перспективной газотранспортной инфраструктуры газопровода «Алтай» в Томской области.

Какой из трех сценариев по мнению краевых властей самый перспективный?

Безусловно, для края наиболее интересен сценарий с использованием местной ресурсной базы: Красноярского центра газодобычи – Собинского нефтегазоконденсатного месторождения и Юрубчено-Тохомского. Помимо улучшения экологической ситуации в городе Красноярске, газификация по такому пути даст целый ряд позитивных эффектов.

Также это привлечение в регион предприятий по строительству и обустройству месторождений, обслуживанию месторождений и газотранспортной инфраструктуры, добыче газа. Для региона это дополнительная занятость – рабочими местами будет обеспечено порядка 3 000 специалистов, рост налоговых отчислений и другие очевидные эффекты.