Капитальный ремонт в Красноярском крае: перезагрузка

текст: Наталья Повольнова, фото: пресс-служба Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края

284

Капремонт многоквартирных домов в Красноярском крае выходит на новый уровень.

Повышение эффективности программы капремонта в Красноярском крае – одна из приоритетных задач регионального Министерства промышленности, энергетики и ЖКХ. Комплексный план антикризисных мер уже принес результаты. Как капремонт многоквартиных домов в крае выходит на качественно новый уровень – об этом на президиуме Правительства Красноярского региона рассказал министр промышленности, энергетики и ЖКХ Красноярского края Анатолий Цыкалов.

В феврале 2018 года временно исполняющий обязанности Губернатора Красноярского края Александр Усс дал Министерству промышленности, энергетики и ЖКХ региона поручение разработать комплексный план антикризисных мероприятий для повышения эффективности реализации программы капитального ремонта многоквартирных домов. Подготовленный совместно с Министерством строительства и ЖКХ России, депутатами Законодательного собрания края, Службой строительного надзора и жилищного контроля региона план был утвержден уже 28 марта. Документ включает 43 мероприятия, объединенных в четыре стратегических направления: увеличение объемов и повышение качества работ капремонта; внедрение системы сквозного контроля; изменение структуры управления фондом капремонта; повышение эффективности управления собранными средствами. Как отметил Анатолий Цыкалов, для увеличения объемов и повышения качества выполняемых работ по капитальному ремонту была актуализирована нормативно-правовая база; привлечены квалифицированные подрядчики; внедрены механизмы прозрачности на всех этапах выполнения работ.

Сметная стоимость по всем запланированным для капремонта в 2018 году домам откорректирована в сторону ее увеличения. Диапазон корректировки по различным видам работ – от 20% (ремонт системы электроснабжения; системы ХВС) до 60% (ремонт фасадов). Еще один инструмент повышения эффективности капремонта – авансирование работ: до 20% по договорам, выполняемым на территории крайнего севера; до 15% – в других территориях края. Чтобы повысить прозрачность процесса, в комиссию по приемке работ капремонта вовлечены представители органов местного самоуправления. «И еще один принципиальный момент – это получение объективной информации о техническом состоянии многоквартирных домов. Со Службой стройнадзора провели контрольные мероприятия и повысили ответственность глав муниципальных образований. За три месяца такой работы составлено 130 протоколов об административных правонарушениях за несвоевременное предоставление информации о техническом состоянии жилфонда», – отметил Анатолий Цыкалов.

В фокусе – привлечение квалифицированных подрядных организаций: отбор организаций для включения их в реестр подрядчиков проводится не реже двух раз в квартал. Из 64 рассмотренных заявок только треть включена в реестр квалифицированных подрядных организаций (всего отобрано 284 подрядных организаций). Параллельно идет работа по исключению недобросовестных подрядчиков. Как отметил министр, круг квалифицированных подрядных организаций расширяется за счет привлечения проверенных краевых предприятий. В их числе АО «ПромстройНИИпроект», ГП «Центр развития коммунального комплекса», АО «КрасЭКо», ООО «КИЦ».

Отработан и организован сквозной контроль за ходом реализации программы. Она включает такие меры, как внедрение системы «предпрограммного» мониторинга состояния многоквартирных домов – это исключает случаи, когда капремонт проводится в не являющихся первоочередными домах; организацию мониторинга проведения работ с участием всех заинтересованных лиц, включая депутатов местных представительных органов. Все ремонтируемые дома закреплены за кураторами, которые несут персональную ответственность за выполнение работ.

Еще одна мера – внедрение электронной системы учета реализации мероприятий программы. «Внедрение системы контроля является приоритетной задачей. С целью оценки реального положения дел по выполнению строительно-монтажных работ не реже двух раз в месяц совместно со Службой стройнадзора проводим на местах выездные штабы. Уже проведены штабы по кустовому принципу с участием глав восточной группы районов в Канске, Лесосибирске, Ачинске и Минусинске. Дополнительно посетили Железногорск, Дивногорск, Зеленогорск, где было значительное отставание от графиков и поступали многочисленные жалобы граждан. Кроме того, не реже одного раза в месяц с главами всех муниципальных образований проводим совещания в режиме видеоконференцсвязи», – рассказал министр.

Задача по капремонту в крае на текущий год – амбициозна: ремонт 1 935 домов, что в четыре раза больше, чем годом ранее. Для ее выполнения, уверен Анатолий Цыкалов, необходимо обеспечить высокую оперативность в принятии управленческих решений. С этой целью была внедрена автоматизированная система контроля работ. Уже с июля с ее помощью можно будет контролировать ход выполнения программы капремонта в режиме онлайн; анализировать отдельные этапы выполнения программы; осуществлять контроль за ходом выполнения работ за счет получения ежедневной информации в разрезе отдельных контрактов, муниципальных образований и даже конкретных домов.

Эффективное управление денежными средствами – один из главных приоритетов. Усилить это направление планируется за счет освоения средств, накопленных на счетах, и взыскания недоимки по сборам за капремонт – на сегодня она составляет порядка 3 млрд руб. «Так, нами уже направлены 4 028 заявлений о взыскании задолженности. При этом пришлось уплатить порядка полутора миллионов рублей госпошлины, которые не предусмотрены в бюджете Фонда. Работа по взысканию будет только усиливаться. Поэтому мы обратились в судебные органы с вопросом предоставления отсрочки уплаты госпошлины», – рассказал Анатолий Цыкалов.

В рамках этого приоритета проведена жесткая разъяснительная работа с главами муниципальных образований. Как результат – собираемость за пять месяцев текущего года составила 87,2%, а за май – 94,3%, что выше общероссийских показателей.

Особое внимание уделено закупочной деятельности. Благодаря увеличению сметной стоимости и привлечению квалифицированных подрядчиков, получены хорошие результаты. По сравнению с январем 2018 года – до передачи полномочий министерству – кардинально изменились результаты участия в аукционах. Если ранее только в 20% случаев аукцион признавался состоявшимся и для отбора подрядчиков аукционы проводились до семи раз, то сейчас, аукцион объявляется повторно только в 24% случаев.

Во время доклада министр кратко рассказал о финансовой модели программы капитального ремонта. За два года, 2018-й и 2019-й, в рамках программы планируется освоить порядка 12 млрд руб. На начало года на счете Фонда было 8,4 млрд руб., еще 6 млрд руб. планируется собрать за 2018–2019 годы. На 1 января 2020 года по 19 муниципальным образованиям края прогнозируется недостаток средств на сумму 863,8 млн руб.; на 1 января 2023 года по 51 муниципальному образованию прогнозируется дефицит на сумму более 3 млрд руб. Анатолий Цыкалов отметил, что это еще раз подтверждает актуальность обсуждения вопроса об изменении модели финансирования (обсуждение намечено на вторую половину сентября 2018 года). Возможных «сценариев» два: изменить модель за счет увеличения платы граждан или за счет мер господдержки в реализации программы.

Еще одно направление работы – информирование граждан: проводятся семинары с собственниками жилых помещений, дни открытых дверей под рубрикой «Капитальный ремонт приходит в дом». «Хочу отметить, что поставленные на первое полугодие задачи решены, а основная цель в наведении порядка в деле капитального ремонта многоквартирных домов нами достигнута. При этом, министерством продолжается работа по безусловному исполнению антикризисных мер», – резюмировал Анатолий Цыкалов.

Рекомендуем