«Ответственность за отходы сосредотачивается в одних руках, а значит, всегда будет с кого спросить»

текст: Наталья Повольнова, фото: пресс-служба АО «Автоспецбаза»

649

В зоне ответственности красноярского предприятия «Автоспецбаза» – сбор, вывоз и захоронение отходов IV и V классов опасности.

В зоне ответственности красноярского предприятия «Автоспецбаза» – сбор, вывоз и захоронение отходов IV и V классов опасности. Масштабы работы – «промышленные»: собственный полигон площадью 34 га и парк автотехники из 77 единиц. Все это позволяет собирать и утилизировать мусор, произведенный 800 тыс. человек, живущих в левобережной зоне Красноярска и близлежащий районах. О том, как и почему изменились тарифы на захоронение ТКО, плюсах и минусах «мусорной реформы», перспективах раздельного сбора мусора журнал «ЖКХ Сибири» поговорил с руководителем «Автоспецбазы» Ириной Антипиной.

Ирина Рэмовна, с 1 января 2018 года «Автоспецбаза» увеличила тариф на захоронение твердых коммунальных отходов для населения, что вызвало ряд неоднозначных откликов. Почему произошел рост тарифов?

Обращение с отходами в России находится в стадии глобального реформирования. К 1 мая текущего года во всех субъектах страны должны быть определены региональные операторы, на которых ляжет вся ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО); а сама услуга вывоза и захоронения мусора из жилищной станет коммунальной. В Красноярске регоператор пока не определен – ожидается, что конкурс состоится в марте, однако появление регоператора – не единственное нововведение в отношении обращений с отходами.

Так, в 2016 году вышел закон, предусматривающий новый порядок платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) при размещении твердых коммунальных отходов. Раньше эту плату осуществляли юридические лица и индивидуальные предприниматели – и это при том, что по статистике они производят лишь 20% ТКО, 80% – образует население, жители многоквартирных домов и частного сектора. Новый порядок предусматривал, что плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО должны производить операторы по обращению с ТКО. Операторы, в свою очередь, закладывают эти средства в тариф для населения – основного производителя ТКО. Подчеркну, что тариф рассчитывает и устанавливает не оператор, а Региональная энергетическая комиссия (РЭК) на основании экономически обоснованных расчетов.

Какую сумму «Автоспецбаза», как оператор по обращению с ТКО, должна будет уплачивать за негативное воздействие на окружающую среду?

Сумма очень большая – она напрямую зависит от класса опасности отхода. Для отходов V класса опасности – это бумага, картон и прочие, неопасные для окружающей среды отходы, которые, в частности, могут пойти на вторичную переработку – тариф НВОС составляет 17,30 руб. на тонну отходов. Тариф для отходов IV класса опасности, именно на такие отходы приходится до 95% мусора, производимого населением – в 35 раз больше: 663,20 руб. на тонну отходов. Установленный РЭК тариф для захоронения ТКО на полигоне «Автоспецбаза» – 174 руб. 76 коп. вырос именно на сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду, это 122 руб. Оставшаяся сумма – это себестоимость захоронения, плюс 5% – прибыль предприятия. Фактически 70% от суммы тарифа, те самые 122 руб., предприятие будет отдавать государству. К слову, установленный для Красноярска тариф на захоронение ТКО – сравнительно не большой. К примеру, в Рязанской области тариф составляет 580 руб. 61 коп., в Хабаровском крае – 431 руб. 86 коп., в Ачинске – 227 руб. 59 коп.

Уже есть понимание, сколько заплатит «Автоспецбаза» за НВОС по итогам года и как будут распределены эти средства?

Если брать тот объем ТКО, который «Автоспецбаза» захоранивает на собственном полигоне – а это порядка 40% образуемых в Красноярске отходов – плата составит 51–55 млн в год. 5% этих средств будут направлены в федеральный бюджет; 40% – в региональный, то есть бюджет Красноярского края. 55% средств поступит в бюджет муниципалитета, на территории которого находится полигон, в нашем случае это Емельяновский район.

Средства должны быть направлены именно на природоохранные улучшающие экологическую среду мероприятия – это закреплено законодательно. И еще один принципиально важный момент: как говорят наши клиенты, по факту стоимость услуги вывоза и захоронения ТКО увеличилась в среднем на 7%. Рост не такой значительный и оправданный, если брать в расчет ту пользу, которую в будущем принесет включенная в тариф плата за НВОС.

УК как инициаторы раздельного сбора мусора

Региональные операторы по обращению с ТКО уже определены в трех из 19 технологических зон Красноярского края. Столица региона – одна из первых на очереди по выбору регоператора. «Автоспецбаза» намерена участвовать в этом конкурсе?

Да, мы будем участвовать в конкурсе на статус регоператора на одной из двух территориальных зон, на которые поделен Красноярска. Конкретно – это левобережная зона.

«Автоспецбаза» исторически занимается вывозом и захоронением ТКО в городе – предприятие ведет свою историю с 1917 года. На сегодняшний день «Автоспецбаза» обладает всем, что необходимо для работы в качестве регоператора: парком автотехники – это 77 единиц техники, 40 из которых занимаются непосредственно сбором и вывозом мусора.

Предприятие владеет собственным полигоном для захоронения отходов IV и V класса опасности, на этом же полигоне отходы захоранивают другие перевозчики ТКО. В общей сложности на полигоне «Автоспецбазы» в Емельяновском районе размещается порядка 80% мусора, собранного на левом берегу Красноярска.

Сравнительно недавно на предприятии внедрены новые бизнес-процессы; в частности, программное обеспечение, которое в автоматическом режиме будет разделять мусор по классам отходов. Проведена работа по расчетам тарифов, разрабатывается проект по увеличению мощности полигона и т.д.

Среди прочего в террсхеме – главном документе «мусорной реформы» в регионе – в каждой из технологических зон предусмотрено строительство как минимум одного нового объекта, задействованного в системе обращения с ТКО. Необходимо ли появление такого объекта в левобережной зоне Красноярска? И есть ли у «Автоспецбазы» какие-либо инвестиционные планы?

Да, регоператору левого берега будут нужны новые мощности. Речь, в первую очередь, о строительстве мусоросортировочного завода. Нами уже разработан соответствующий проект, сейчас он находится на государственной строительной экспертизе. Мощность завода – 340 тыс. тонн в год, это практически 80% отходов левобережной зоны. Оптимальное место строительства мусоросортировочного завода – в непосредственной близости от полигона: это отсутствие транспортного плеча при захоронении «хвостов», а значит и минимально возможная себестоимость захоронения.

К вопросу вложений: стоимость объекта – в пределах 230 млн руб., сроки строительства – один год. «Автоспецбаза» уже ведет переговоры с несколькими потенциально заинтересованными инвесторами. Второй вариант, который будет рассмотрен в случае получения статуса регоператора, строительство за счет собственных источников с привлечением кредитов. Проведены переговоры со Сбербанком, у которого есть специальные направленные именно на экологию программы с приемлемой процентной ставкой и сроками кредитования.

Модернизация полигона «Автоспецбазы» в Емельяновском районе, о которой вы упомянули, проходит также в рамках подготовки к конкурсу на получение статуса регоператора?

Модернизация полигона – задача, которая будет реализована независимо от итогов конкурса. Полигон площадью 35 га действует с 1981 года. Сейчас нами взято в аренду еще 13 га земли, разработан проект реконструкции полигона. Несмотря на то, что ресурс объекта еще не исчерпан – без модернизации и расширения он может функционировать еще 5 лет, реконструкция позволит продлить срок эксплуатации полигона в общей сложности на 10–11 лет. Это расчеты, сделанные с учетом захоронения несортированного мусора. В случае, если будет построен мусоросортировочный завод, объемы захоронения будут уменьшены, а срок эксплуатации полигона – продлен.

Вопрос раздельного сбора мусора сегодня все чаще на повестке дня. На ваш взгляд, каковы перспективы этого направления?

Наивно полагать, что 100% сортировка может быть внедрена одномоментно. Опыт Европы показывает: на то, чтобы приучить население к цивилизованному обращению с отходами, нужно не одно десятилетие. На мой взгляд, начать надо с самого раннего возраста – детских садов и школ; рассказывать на уроках экологии о том, что сохранение окружающей среды – это наша общая задача и ответственность.

Есть позитивный пример советского времени, когда все без исключения участвовали в сборе макулатуры и металлолома, а стеклянная тара была оборотной. И были соответствующие законы – без законодательного регулирования и серьезной просветительской работы вопрос раздельного сбора отходов трудно будет сдвинуть с мертвой точки.

Но уже сегодня, помимо органов местного самоуправления – городской и районной администраций, в эту работу могут и должны включаться управляющие компании. Причем если раньше площадки по сбору мусора могли находиться на расстоянии не менее 20 метров от жилых помещений, то сейчас в закон внесены изменения – расстояние сократилось до 10 метров. Надо изыскивать возможности – ставить бачки и сетки для раздельного сбора мусора. У этой работы, к слову, есть и определенная экономическая подоплека.

Во-первых, раздельный сбор мусора уменьшит объем отходов IV класса опасности, а значит, и плату за захоронение отходов. Вот несколько цифр, в общем объеме мусора пластмасса занимает порядка 30%; от 35 до 50% отходов – это полезные компоненты, которые можно отсортировать и отправить на вторичную переработку. Во-вторых, сдача вторичного сырья – это дополнительные доходы для УК.

Паспорта отходов для ИП и юрлиц

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны учитывать производимые ими отходы в так называемом «паспорте отходов». Кому и зачем нужны эти документы?

Ряд законов, в частности 89-ФЗ и 7-ФЗ, обязывает каждое юридическое лицо и ИП иметь паспорта отходов, в которых учитываются как коммунальные, так и промышленные отходы. В паспортах фиксируется, отходы какого класса опасности, производит и сдает на полигон то или иною юридическое лицо. Сегодня подобные паспорта есть у крупных предприятий, школ, детсадов, муниципальных предприятий. Что касается малого и среднего бизнеса – то паспорта ведут единицы: до 90% малого бизнеса и ИП не имеют такого документа.

«Автоспецбаза»: ключевые даты

1917 год – начало истории предприятия: столетие назад город очищал ассенизаторский обоз, состоявший из 25 лошадей с бочками и повозками.

1940 год – в Красноярске был создан трест «Очистки», штат сотрудников – всего 50 человек.

1961 год – трест «Очистки» реорганизован в «Автоспецбазу», штат сотрудников – 200 человек.

1980-е – «Автоспецбаза» становится высокомеханизированным предприятием. В автопарке – 265 единиц новой техники, мастерские оснащены современным оборудованием, коллектив предприятия состоит из 410 человек.

2018 год – «Автоспецбаза» владеет собственным полигоном площадью 34 га, в парке автотехники – 77 единиц. Штат сотрудников – 130 человек.

              

Одна из задач, которая стоит перед «Автоспецбазой» в текущем году, – паспартизировать всех клиентов предприятия. Это наша собственная инициатива. С одной стороны, у клиентов появится документ, который по закону обязано иметь каждое юридическое лицо.

С другой стороны, в паспорте будет зафиксированы и документально подтверждены объемы отходов IV и V классов опасности, что, в свою очередь, может удешевить плату за ТКО.

Если необходимость наличия паспорта закреплена законом, почему сегодня он есть у единиц ИП?

Сейчас закон не предусматривает каких-либо штрафных санкций за отсутствие паспорта, нет механизмов, с помощью которых можно было бы отследить. Однако не сомневаюсь, что в недалеком будущем контроль в этой сфере усилится, экология сейчас тема №1 и таковой останется еще долго.

Если резюмировать, каковы, на ваш взгляд, основные позитивные моменты «мусорной реформы» в России?

Главное и основное – в ходе реформы будут определены предприятия, которые будут отвечать за обращение с отходами на конкретной территории. Перечень задач, возложенных на регионального оператора, очень большой: это своевременный вывоз мусора, сортировка отходов, их правильное захоронение.

Кроме этого, в зону ответственности регоператора включены несанкционированные свалки – предприятие будет обязано ликвидировать свалку, если таковая появится. Ответственность за отходы сосредотачивается в одних руках, а значит, всегда будет с кого спросить, если услуга не будет оказываться должным образом.

Еще один плюс, реформа приведет к 100% охвату населения – сбор мусора в соответствии со всеми нормами и правилами должен будет и частный сектор. Сегодня он практически не охвачен – мусор выбрасывается в овраг или за забор.

Немаловажно и то, что в результате реформы на рынке не останется «левых» мусорщиков, которые брали деньги с УК и вываливали отходы за первым поворотом. Плата за работу с ТКО в соответствии с установленным тарифом будет перечисляться напрямую регоператору. Все строго регламентировано: нельзя будет мусор левого берега увезти на правый или наоборот.

Какие трудности могут возникнуть в ходе реформы? Что может не получиться с первого раза?

Трудно будет собирать деньги за коммунальные услуги, непросто будет приучить частный сектор платить за услугу, за которую он никогда не платил. Думаю, на первоначальном этапе у региональных операторов будет большая дебиторская задолженность. Большой блок работы – это составление базы договоров с юридическими лицами и физическими лицами, по закону такие документы оператор должен будет заключить с каждым, кто проживает или зарегистрирован в качестве юрлица в зоне ответственности оператора.

«Мусорная реформа» – это долгая кропотливая работа, люди должны привыкнуть к нововведениям, как когда-то привыкали к плате за капитальный ремонт. Это работа сроком ни на год, и даже ни на два, однако в конечном итоге, она должна привести к цивилизованному сбору мусора в нашей стране.

Рекомендуем