Весна и солнце, пыль и ветер: как обезопасить города от пылевых бурь

265

Очистка города после зимы – одна из весомых статей в бюджете содержания дорог и весенне-летняя головная боль дорожников.

Скоро весна! Принято считать, что весной и солнце теплее, и трава зеленее, и воздух чище. Однако у жителей наших городов весна ассоциируется не только с теплом и оживлением природы, но и пылью. Вся грязь высыхает и, отправляясь в воздух, вызывает обострения болезней, становится трудно дышать. Как сделать так, чтобы пыли в городе было меньше?

Пыль – настоящее бедствие межсезонья. С уходом зимы в атмосферу городов поднимается вся скопившаяся на дорогах и тротуарах грязь, состоящая из песка, которым посыпают дороги зимой, земли из газонов, промышленных выбросов, загрязнений от автомобилей, износа асфальта и многих других «ингредиентов».

Медицинские исследования показали, что дорожный песчаный смет аккумулирует крайне токсичные загрязнения, поступающие от дорожного транспорта. Содержание мышьяка, свинца, никеля, кадмия и бензапирена в таком отходе по весне превышает предельно допустимые нормы в десятки раз, что делает песок с дорог опасным веществом для человека. Вдыхание подобной смеси причиняет организму человека сильнейший вред. Из-за доказанного вредного воздействия на здоровье человека использование песка категорически запрещено во многих крупных городах мира.

В значительной степени усугубляет ситуацию, увеличивая общее количество грязи, превращающейся со временем в пыль, зимнее содержание дорог по устаревшим технологиям: обработка песком и пескосоляной смесью, складирование остатков снежно-ледяных отложений, смешанных с песком, на прилегающей к городским улицам территории. Песок не растворяется, поэтому все, что было рассыпано за зиму, остается на улицах города. Лишь небольшая часть этой смеси удаляется вместе со снегом. По оценкам дорожников, это где-то 40–60% всего объема. Остальное забивается в поры асфальта, собирается по обочинам и поднимается в воздух при самом легком ветре.

Способствует запыленности и часто применяемый в «противогололедной» смеси песок слишком мелкой фракции.

Очистка города после зимы – одна из весомых статей в бюджете содержания дорог и весенне-летняя головная боль дорожников. Основным и действенным методом пылеподавления, широко применяемым как в России, так и за рубежом, является обеспыливание дорог. Однако в межсезонье, в условиях возможных заморозков, влажная уборка улиц становится проблематичной, а тема запыленности – особенно актуальной. При таких погодных условиях необходимо применение специальных обеспыливающих составов.

Национальной ассоциацией зимнего содержания дорог при поддержке мэрии города Новосибирска в августе-сентябре 2019 года был проведен эксперимент с целью определения наиболее эффективных составов в борьбе с запыленностью дорог с твердым покрытием. Был испытан ряд специализированных обеспыливающих составов на основе минеральных солей. При данной технологии обеспыливания вода, входящая в состав обеспыливающей жидкости, испаряется, и на дороге остается очень тонкая пленка, которая связывает частицы и не дает им подняться в воздух.

В России данную технологию применяют на карьерах или гравийных дорогах, но никогда ранее не применяли в городах. В ходе эксперимента были установлены эффективные и «всепогодные» обеспыливающие составы, определены нормы расхода и технология нанесения. Продолжим эксперимент с приходом весны.

Рекомендуем