Запрет на использование реагентов – угроза жизни и здоровью граждан

277

Экспертное мнение специалистов об использовании противогололедных реагентов.

В связи с периодически возникающими предложениями о введении ограничений на использование противогололедных реагентов – запрете их использования на тротуарах, пешеходных зонах и остановках маршрутного транспорта, направленных, по мнению авторов, для «защиты пешеходов, их здоровья, сохранности одежды и обуви в зимний период», Национальная ассоциация зимнего содержания дорог считает необходимым довести до сведения экспертное мнение наших специалистов об ошибочности данных утверждений.

Факт 1. Запрет на применение реагентов на пешеходных зонах поставит под угрозу жизнь и здоровье граждан из-за отсутствия возможности эффективной борьбы с гололедом.

Зимой наиболее опасная ситуация – это не снегопады, а обледенение. В неустойчивую погоду, при переходах через ноль градусов, происходит наибольшее количество травм пешеходов и наиболее сложные аварии на дороге, так как на поверхности образуется тонкая корка льда, порой невидимая глазу. Удалить такую наледь можно только и исключительно с помощью противогололедных материалов, механический способ в данном случае бессилен. Согласно исследованиям, наличие льда и снега на тротуарах увеличивает число травмированных пешеходов в 2–3 раза. В последние годы из-за ухудшения погодных условий (ледяные дожди, резкие перепады температуры, рост «переходов через ноль») травмы становятся более тяжелыми, чаще имеют место случаи инвалидности и летальный исход.

По сводным данным из министерств здравоохранения регионов, а также открытой информации, в среднем за зимний сезон в городе, где используются песок или щебень на пешеходных зонах, в травмпункты из-за «гололедного» травматизма попадает около 7–8 тысяч человек. Только за один день гололеда в декабре 2019 года в Перми увечья получили 650 человек, 600 – в Новосибирске, 200 – в Санкт-Петербурге, 130 – в Томске. За зиму общее количество пострадавших составляет порядка 100 тысяч человек.

Из-за гололедного травматизма страна ежегодно теряет до 30 млрд руб.

В то время как использование современных противогололедных реагентов на тротуарах снижает данный показатель в 2–3 раза, что подтверждено официальными данными Департамента здравоохранения г. Москвы. За 10 лет применения на пешеходных зонах и во дворах комбинированного реагента (одна часть которого плавит лед, а другая – мраморная крошка – остается на поверхности и создает шершавое покрытие), в столице – одном из крупнейших мировых мегаполисов – уровень травматизма зимой сократился в 2 раза и является сейчас самым низким в стране.

Запрет на использование реагентов на пешеходных зонах поставит под угрозу жизнь и здоровье граждан в зимний период, так как коммунальные службы будут лишены возможности использовать наиболее эффективный способ борьбы с гололедом.

Факт 2. Песок, предлагаемый в качестве альтернативы реагентам, опасен для здоровья человека.

Медицинские исследования показали, что дорожный песчаный смет аккумулирует крайне токсичные загрязнения, поступающие от дорожного транспорта. Содержание мышьяка, свинца, никеля, кадмия и бензапирена в таком отходе по весне превышает предельно допустимые нормы в десятки раз, что делает песок с дорог опасным веществом для человека. Из-за доказанного вредного воздействия на здоровье человека использование песка категорически запрещено во многих крупных городах мира.

Факт 3. Использование песка и щебня ускоряет износ инфраструктуры города.

Песок и щебень являются абразивными веществами, которые ускоряют истирание шин, асфальтового покрытия, что повышает объемы поступления в воздух опасных для человека веществ: резины, нефте­продуктов, битумных остатков. Применение данных материалов выводит из строя ливневые канализации, засоряет прилегающие газоны, увеличивает скорость образование колеи на проезжей части. В 2010 году в Москве, когда зимой на пешеходных зонах использовали гранитный щебень, был отмечен массовый выход из строя эскалаторов метро, ввиду попадания твердых камней в зубцы шестеренок.

По совокупности расходов применение песка обходится в десятки раз дороже его первоначальной стоимости: выше расход на 1 кв. м (песка нужно 250–450 г/кв. м, реагента – 40–70). С песком больше пробег техники для обработки дорог, расход техники и человеческих ресурсов, затраты на весеннюю уборку, очистку ливневой канализации, летнее содержание города.

Факт 4. Государственная экологическая экспертиза – гарант качества применяемых противогололедных средств.

Согласно федеральному экологическому законодательству, к применению в населенных пунктах допускаются только противогололедные материалы, получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) федерального уровня. То есть антигололедные средства конкретного производителя должны пройти всесторонние исследования и проверку федерального Росприроднадзора на предмет возможности и допустимости их использования. Запрет на применение на дорогах и тротуарах хлорида натрия и перемещение льда и грязного снега на газоны предусмотрен действующими санитарными правилами содержания населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88).

Рекомендуем