Евгений Афанасьев: Возможность выполнить план по капремонту есть, но для этого нужно серьезно постараться

231

Ежегодно коммунальная инфраструктура Красноярского края прирастает новыми объектами, однако показатель износа сетей в регионе остается высоким – 60%.

Об основных итогах отопительного сезона 2018–2019, ходе реализации программы капремонта и «узких» местах жилищно-коммунального хозяйства региона в интервью журналу «ЖКХ Сибири» рассказал министр промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края Евгений Афанасьев.

2,6 млрд рублей на чистую воду

Евгений Евгеньевич, пожалуй, ключевая задача краевого министерства ЖКХ – сохранение надежности такой сложно устроенной инфраструктуры, как жилищно-коммунальное хозяйство. С точки зрения этой задачи, какими были для ЖКХ края 2018 – первая половина 2019-го? 

Действительно, сохранение надежности функционирования систем коммунальной инфраструктуры – это приоритетная и трудоемкая задача. В 2018 году продолжилась модернизация, реконструкция и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований – за счет средств краевого бюджета выполнены мероприятия на сумму 633,8 млн рублей.

Повышена надежность более 149 объектов инженерной инфраструктуры, в том числе в муниципалитетах заменено 46,5 км инженерных сетей, отремонтировано 40 котельных, 14 водонапорных башен, восстановлено 15 водозаборных сооружений. Реализованные мероприятия позволили сохранить показатель износа коммунальной инфраструктуры на уровне предыдущего года.

В последние несколько лет серьезное внимание уделяется теме обеспечение населения региона качественной питьевой водой. За счет каких мер решается эта непростая задача?

Фокус, в первую очередь, сделан на то, чтобы исключить вторичное загрязнение воды, а эта задача напрямую связана с качественной очисткой канализационных стоков до норм, исключающих возможное негативное воздействие на окружающую среду – водоемы, земли, подземные источники водоснабжения.

Этот приоритет находит свое отражение, в том числе в том, какими именно объектами прирастает инфраструктура ЖКХ в регионе. К примеру, в ряде населенных пунктов края – п. Шапкино Енисейского района, п. Березовский Березовского района, с. Балахта – были построены и запущены современные очистные сооружения. В ближайшие несколько лет эта работа будет продолжена. Уже в текущем году канализационные очистные сооружения будут построены в с. Ильичево Шушенского района, в 2020 году – в п. Первоманск Манского района; начнется строительство очистных сооружений в г. Боготоле и г. Заозерный – завершение работ запланировано на 2021 год.

В 2018 году начато строительство водозаборных сооружений в п. Северо-Енисейский и г. Енисейске. Завершить работы планируем до конца текущего года.

Какой район или населенный пункт края испытывает наибольшие трудности в вопросе обеспечения населения качественной питьевой водой?

По итогам первой половины 2019 года таким «узким» местом был Емельяновский район. Именно «был», потому что проблемный вопрос обеспечения населения района качественным водоснабжением удалось сдвинуть с «мертвой точки». Для этого в бюджет края на 2019 год были внесены изменения: предусмотрена разработка проектной документации на строительство водопровода для жителей Емельяновского района.

На это отводится два года: такой продолжительный срок обусловлен сложностью объекта – протяженность трассы более 20 км. Разработчикам проекта предстоит решить множество непростых вопросов, связанных с технологическими коридорам, станциями подкачки и так далее. При благоприятном развитии событий – проектировании и прохождении экспертизы в соответствии с плановыми сроками – реализация проекта может быть начата уже в 2022 году.

В продолжение темы водоснабжения. Красноярский край участвует в национальном проекте «Экология» с федеральной программой «Чистая вода». Какие средства получит регион и на что они будут направлены? 

Планируется, что до 2024 года из федерального бюджета региону будет выделено порядка 2,6 млрд рублей на реализацию мероприятий по на­циональному проекту «Экология» и региональному проекту «Чистая вода». В этом году финансирование – как из федерального, так и из краевого бюджетов – на эти проекты уже получено.

Средства будут направлены на строительство кольцевого водопровода в Минусинске и строительство магистрального водопровода в Канске. Эти мероприятия позволят обеспечить чистой питьевой водой большее количество граждан.

В перспективе ближайших трех лет в рамках национального проекта Красноярский край получит 729 млн рублей из федерального бюджета, плюс финансирование из краевого бюджета. Контроль за реализацией мероприятий осуществляет Роспотребнадзор по Красноярскому краю. В частности, со службой согласовываются все показатели по достижению качества питьевой воды.

Отопительный сезон без серьезных форс-мажоров

Как прошел в крае отопительный сезон 2018–2019 – были ли какие-то форс-мажорные ситуации?

Отопительный период 2018–2019 годов на территории Красноярского края прошел в штатном режиме. Если говорить о форс-мажорах – аварии на коммунальных объектах в основном носили локальный характер и устранялись в нормативные сроки. Так, за осенне-зимний период 2018–2019 было зафиксировано 669 технологических нарушений – из них 41 по теплу, 82 по холодному водоснабжению, 537 по электроснабжению.

Главное же, продолжительность перерыва предоставления коммунальных услуг в результате технологических нарушений функционирования объектов жизнеобеспечения, в основном не превышала нормативные сроки. Это, к примеру, касается сложной ситуации с отключением электричества в Мотыгинском районе, где на линии 110 кВ произошло повреждение двух фидеров. Нельзя не вспомнить о ситуации в Красном Маяке Канского района, где жители стали заложниками споров хозяйствующих субъектов – ресурсоснабжающей организации.

Отмечу, что нередко именно смена руководства муниципальных образований и нежелание муниципалитетов оптимизировать систему управления жилищно-коммунального хозяйства, а не техногенные факторы становятся причиной сбоев в работе ЖКХ.

Тем не менее итоговое резюме – жилищно-коммунальное хозяйство края с честью выдержало отопительный сезон 2018–2019. Во многом такой итог стал результатом основательной подготовки, качественной реализации всех плановых работ и тщательной работы с персоналом объектов инфраструктуры ЖКХ – не секрет, что зачастую причиной аварийных ситуаций становится человеческий фактор. Свою роль сыграло и тесное взаимодействие с Ростехнадзором, который также осуществляет контроль и выдает муниципальным образованием соответствующие паспорта готовности к осенне-зимнему периоду.

Какие инвестиционные программы были утверждены по линии ЖКХ на 2019 год – какие ключевые объекты планируется построить?

В 2019 году на территории Красноярского края действуют 43 инвестиционные программы ресурсоснабжающих организаций, в том числе 24 – в сфере теплоснабжения, 19 – в сфере водоснабжения и водоотведения. Общий объем финансирования по программам составляет 11 060 млн рублей, в том числе объем финансирования, запланированный на 2019 год – 3 344 млн рублей.

В качестве одного из ключевых объектов назову завершение строительства тепловой магистрали в Красноярске – от ТЭЦ-2 через новый Николаевский мост в Железнодорожный и Октябрьский районы. Магистраль позволит повысить надежность теплоснабжения левого берега и даст возможность вывести из эксплуатации «неэффективные» малые котельные.

Также в текущем году продолжится масштабная инвестиционная программа компании «Краском» в сфере водоснабжения и водоотведения, одно из ключевых мероприятий – модернизация и реконструкции левобережных очистных сооружений. Работа над программой велась практически весь год – с активным участием города Красноярска согласовывались ее параметры. Все цифры выверены – рассчитываем, что компания «Краском» справится с поставленными задачами и взятыми на себя обязательствами.

При этом у нас есть полное понимание, что только лишь инвестпрограммы будет недостаточно: необходимо дополнительное привлечение федеральных средств – задача, над которой министерство промышленности, энергетики и ЖКХ края работает совместно с министерством экологии региона.

Один из проверенных временем инструментов развития и поддержания надежности коммунальной инфраструктуры – концессионные соглашения. Насколько успешно он применятся в Красноярском крае?

Этот инструмент регион использует давно и успешно – вот несколько показательных цифр. В Красноярском крае с 2007 года заключено более 100 концессионных соглашений между органами местного самоуправления, в чей собственности находятся объекты коммунальной инфраструктуры (концеденты) и ресурсоснабжающими организациями (концессионерами). В рамках таких соглашений концессионер осуществляет управление и эксплуатацию имуществом концедента с обязательством реализации мероприятий по модернизации такого имущества. Неудивительно, что эта форма так востребована. С одной стороны, концессионное соглашение дает гарантии бизнесу, который «заходит» на объект, с другой – муниципальному образованию, которое получает гарантии, что бизнес выполнит все взятые в рамках соглашения обязательства.

Насколько инвестиционно емки концессионные соглашения, действующие в регионе на текущий момент?

C 2017 года третьей стороной в концессионных соглашениях стали выступать субъекты федерации. Красноярский край является третьей стороной в концессионных соглашениях в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения: за истекший период председателем Правительства региона подписано 10 соглашений. Запланированный объем инвестиций – 156 млн рублей. Наиболее крупные соглашения касаются Эвенкии (п. Ванавара) и ЗАТО п. Солнечный, где в рамках концессий будут модернизированы системы теплоснабжения населенных пунктов.

Амбициозные планы на капремонт

Реализация программы капитального ремонта, как минимум для города Красноярска, остается «болевой точкой». Каковы основные итоги 2018 года?

Наведение порядка при реализации программы капитального ремонта в крае было и остается для министерства безусловным приоритетом. Результаты первого периода реализации региональной программы сложно назвать оптимистичными: за 2015–2017 годы в крае отремонтировано 695 многоквартирных домов.

Сейчас приходится наверстывать упущенное: нами реализован комплексный план антикризисных мероприятий. Изменен подход к реализации программы по основным направлениям: увеличена предельная стоимость строительно-монтажных работ; предусмотрено авансирование работ до 20% по договорам, выполняемым на территории Крайнего севера, и до 15% в других территориях края; увеличено количество организаций в реестре квалифицированных подрядных организаций; обновлено руководство Фонда капитального ремонта региона.

Таким образом, за период 2018–2019 года в крае удалось отремонтировать 1 415 домов, заключены договоры на выполнение строительно-монтажных работ по 1 104 многоквартирным домам на общую сумму почти 3 млрд рублей.

С этого года в приоритетном порядке предусмотрены работы по замене систем газоснабжения и ремонту лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации.

То есть ожидания от программы капремонта на 2019 год, скорее, позитивные? 

Правильнее будет сказать, что есть серьезный настрой на качественную работу. В текущем году поставлена амбициозная задача увеличить объемы ремонтов почти в два раза. Планируется провести капитальный ремонт 2 428 многоквартирных домов и освоить порядка 10,1 млрд рублей. Это те объекты, ремонт которых должен быть выполнен согласно краткосрочному плану 2017–2019 года. Все предпосылки для того, чтобы эти планы были реализованы, есть. Однако в то же время есть и «узкие» места: в первую очередь, речь о городе Красноярске.

Нельзя не отметить и то, что в ряде территорий края планы по капремонту реализуются более чем успешно. К примеру, Лесосибирск, где на середину мая план по капремонту был выполнен на 50%, – в общей сложности в 2019 году в городе предстоит отремонтировать 87 домов. Более того, в Лесосибирске сложился крайне положительный опыт: у подрядчиков есть полное понимание того, что если они будут нарушать сроки, велики риски лишиться и текущего, и возможных будущих подрядов. Тем более что конкуренция велика – на сегодня в реестре квалифицированных подрядчиков находится более 440 организаций.

Чем именно обусловлен положительный опыт Лесосибирска – и может ли он быть перенесен на Красноярск, где ситуация с капремонтом весьма напряженная?

Очень активную позицию по вопросу выполнения капремонта занимает администрация города Лесосибирска. Подобные примеры есть и в ряде других территорий края, к примеру, в Шарыпово, где программа капремонта 2019 года уже вышла на финишную прямую. Более того, нам задают вопрос: «Может быть, мы сможем сделать что-то еще?» И такие возможности есть: недавние изменения в законодательстве позволяют нам в опережение планов проводить ремонт газового и лифтового оборудования, а значит, сделать жизнь граждан комфортнее и безопаснее.

Если говорить о Красноярске, то на сегодняшний день ситуация в целом не очень хорошая. Хотя возможность разрешить ее – и выполнить план – есть, но для этого нужно серьезно постараться.

Рекомендуем