spot_img

Водный балланс

Популярное

Улучшения качества питьевой воды в России – один из центральных пунктов новых «майских» указов, подписанных Президентом Путиным. Задача непростая – 8,5% населения страны не обеспечены безопасной питьевой водой, а инфраструктура водопользования и водоотведения в следствие глобального недофинансирования отрасли продолжает деградировать.

Вода чище – заболеваний меньше

Доля россиян, обеспеченных безопасной питьевой водой, по итогам 2017 года выросла до 91,5% (еще два года назад этот показатель составлял 90,4%). Таковы данные ежегодного доклада Роспотребнадзора. Первое место в рейтинге регионов-антилидеров — субъектов, в которых уровень обеспеченности качественной водой существенно ниже, чем в среднем по России, заняла Вологодская область. Только 45% населения области обеспечено питьевой водой, соответствующей нормам безопасности. Далее с показателем 66,7% следуют Костромская область и Карачаево-Черкесская Республика, затем Курганская область — 69,3%. В остальных регионах России качественной питьевой водой обеспечено более 70% населения; 100% населения получает качественную питьевую воду только в Москве, Санкт-Петербурге и Республике Северная Осетия-Алания. По данным Роспотребнадзора, уровень обеспеченности питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, в городских поселениях выше, чем в сельской местности.

За период 2012–2017 годов общее количество источников централизованного питьевого водоснабжения, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям, снизилось на 1,2 тыс. единиц. Улучшение качества и безопасности питьевой воды привело к сокращению на 5,2% дополнительных случаев смерти и на 10% — случаев заболеваний, ассоциированных с микробным и химическим загрязнением воды.

Дело за консолидацией усилий

Основной причиной неудовлетворительного качества питьевой воды во многих регионах являются изношенные очистные сооружения, а также систематическое несоблюдение критических параметров применяемых технологий очистки сточных вод и их иловых осадков. Среди других причин низкого качества питьевой воды – природное загрязнение источников водоснабжения; отсутствие у источников водоснабжения зон санитарной охраны, устроенных надлежащим образом; недостаточная эффективность технологий обработки воды в связи с отсутствием современного комплекса водоподготовки и обеззараживания; несвоевременное проведение текущих и капитальных ремонтов колодцев и каптажей, слабая защищенность подземных водоносных горизонтов от загрязнения с поверхности территорий. Ситуацию в целом усугубляет и такой недостаток российских водных ресурсов как их неравномерное распределение на территории страны, несогласующееся с реальными потребностями в пресной воде.

Эксперты уверены, для улучшения качества воды в водных объектах необходима консолидация усилий бизнеса и государства. На это нацелена государственная программа «Охрана окружающей среды», рассчитанная до 2020 года. Однако за рамками государственной политики оказывается целый ряд вопросов как глобального, так и прикладного характера. Важнейший из них – стоимость воды. Без ответов сегодня остаются вопросы о себестоимости воды и эффективности работы административных и экономических механизмов распределения воды как ресурса. Создавшийся вакуум отчасти объясняется отсутствием заказчика на чистую воду. Формально им является муниципалитет, на который возложена задача водоснабжения, и собственник водного объекта. По факту же отношения, связанные с качеством воды в водном объекте, переведены в административную плоскость. Как результат, треть поверхностных и седьмая часть подземных источников не отвечают санитарным нормам и правилам.

Решить проблему деградации водных источников могло бы достаточное государственное финансирование сферы. Однако на протяжении последних лет совокупный объем финансирования из всех видов источников составляет 0,3% от валового внутреннего продукта.

[bs-quote quote=”Водопроводная вода Красноярска – одна из самых чистых в РоссииПо итогам контроля качества питьевой воды за I полугодие 2018 года Красноярский край относится к числу субъектов России с наименьшим удельным весом неудовлетворительных проб питьевой воды из распределительной сети. По данным Роспотребнадзора по краю, отмечено улучшение качества воды по санитарно-химическим и микробиологическим показателям. Удельный вес проб воды водоисточников, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям составил 17%, по микробиологическим показателям – 0,5% (в прошлом году – 1,9%). Высокая доля проб воды, не отвечающих гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям, сохраняется в распределительных сетях Тюхтетского, Назаровского, Большеулуйского, Абанского, Ачинского, Шарыповского, Козульского, Пировского, Емельяновского, Енисейского, Ужурского, Тасеевского районов. В семи территориях края – Ачинский, Березовский, Боготольский, Назаровский, Ужурский, Шарыповский, Эвенкийский районы – питьевая вода характеризуется высокими показателями жесткости. В Эвенкийском, Сухобузимском, Ужурском районах, а также городах Заозерный и Сосновоборск регистрировалось несоответствие качества воды санитарным требованиям по микробиологическим показателям. Качество воды в Красноярске – традиционно остается одним из лучших как в Сибири, так и в России в целом. Содержание меди, марганца, железа, цинка – на уровне тысячных долей миллиграмма в 1 литре. Водопроводная вода Красноярска очень мягкая – показатель общей жесткости колеблется от 1,1 до 1,8 градуса жесткости (установленный в России допустимый градус жесткости 7 0Ж). Общая минерализация воды в среднем в 8–18 раз ниже допустимого уровня. ” style=”style-5″ align=”center”][/bs-quote]

Поощрение на смену наказанию

В 2017 году, прошедшем под флагом темы экологии, новый импульс получили проекты по оздоровлению ситуации на важнейших водных источниках России – бассейне реки Волга и озере Байкал. Но этих мер недостаточно: необходим комплексный подход – государственная политика в области окружающей среды.

Опыт стран с развитой экологической политикой показывает: такие инструменты, как ограничительные меры и наказание виновных все чаще уступают место мерам поощрительным – вознаграждению усилий тех природопользователей, чье экономическое поведение способствует улучшению состояния окружающей среды. Происходит сдвиг от использования административных рычагов управления к более широкому применению экономических методов регулирования в экологической сфере.

По оценкам экологов, для стабилизации экологической ситуации В России требуется не менее 2,5% (порядка 315 млрд рублей) расходной части бюджета, для улучшения ситуации – средства в размере 4% (порядка 500 млрд рублей). Один из предлагаемых вариантов изыскания требуемых финансовых ресурсов – восстановление целевого характера использования поступающих в бюджеты различных уровней природоохранных и природоресурсных платежей.

spot_img
spot_img

Новости

Чистая прибыль красноярской УК «Холмсервис» упала на четверть

Красноярское ООО «Управляющая компания «Холмсервис» получила по итогам 2020 года чистую прибыль в размере 6,4 миллиона рублей.
spot_img
spot_img

Читайте также: