Утилизация древесных отходов в крупных городах становится настоящей головной болью для региональных операторов по обращению с ТКО. Но что если посмотреть на древесные отходы как на источник получения прибыли? Своим опытом с читателями журнала «ЖКХ Сибири» поделился Дмитрий Мажаров, генеральный директор ООО ПО «ТЕПЛОРЕСУРС».
Наша компания 15 лет производит теплогенерирующее оборудование, работающее на древесных отходах: кора, щепа, опилки. На сегодняшний день сфера ЖКХ – это очень интересное направление. Моя компания строила не одну котельную при переводе на МВТ. Мы строим и поселковые котельные при переводе на отопление и локальные, и районные.
Эта схема рабочая при условии перевода котельных с мазута или с угля, так как газовому хозяйству альтернатива слабая, даже пеллетная котельная. Слишком большой срок возврата капитала и стоимость гигакалорий относительно того же газа, значительно выше. Поэтому однозначно это интересно с точки зрения экологии.
Во главу угла нужно ставить экологическую обстановку, например на тех же угольных котельных. Тут нужно понимание, что количество шлама, образующегося при сжигании угля, невозможно никуда дальше использовать. Количество тех вредных выбросов и огромная зольность, которая получается при уносе остатков продуктов горения после угольной котельной, – это настоящий кошмар. Наверняка все видели угольную котельную зимой – вокруг черный снег. Вокруг биотопливной котельной такого не бывает, поскольку современное оборудование позволяет использовать все продукты сгорания с максимальным коэффициентом полезного действия. Наше оборудование открыто, там 88% КПД.
Наш первый опыт был 12 лет назад, мы делали 12 МВт котельную в Нижегородской области, отапливающую целый поселок. Строили и в Ленинградской области, ставили и в Иркутской области. Поселок был населением порядка 10 000 человек. Центральная котельная была переведена на кородревесные отходы полностью. Она до сих пор функционирует.
На сегодняшний день люди боятся котельных на МВТ, поскольку такие котельные требуют большего внимания к себе, нежели чем газовая. Кроме того, биотопливо пока не может конкурировать с газом, так как никаких дотаций от государства мы не получаем. Если на европейском рынке все прозрачно, и они получают дотации от использования тех же пеллетных котлов или котлов на щепе.
В Усть-Куте в прошлом году перевели котельную на кородревесные отходы, в этом собираются и в Усть-Илимске переводить. В этом направлении ведется работа, и правительство что-то делает, просто это достаточно медленный процесс.
Сегодня мы изготавливаем котельную 10 МВт в одном котле. Это позволяет строить нормальную котельную 30–40 МВт из 3–4 котлоагрегатов. Конечно, если заниматься вопросами ТЭЦ, то мощности у ТЭЦ гораздо выше – это от 100 МВт, да и класс оборудования должен быть другой. Кроме того, мы зажаты в рамки именно транспортирования этого оборудования, потому что оно достаточно емкое и большое.
Благодаря нашим технологиям, мы позволяем древесные отходы превратить в реально чистое и экологичное тепло, вместо того, чтобы их вывозить на мусорные полигоны. Это яркий показатель бережного отношения к природе и разумного использования древесных ресурсов.