Для большинства жителей России сложно представить объемы ежедневно вывозимого мусора из их населенных пунктов. Несмотря на пандемию, потребительский спрос продолжает оставаться высоким, а следовательно, объемы мусора увеличиваются с каждым годом.
Автопарки в России ежегодно приобретают до 3-х тысяч новых мусоровозов. Журнал «ЖКХ Сибири» подготовил обзор лучших мусоровозов от российских и европейских производителей.
Мусоровозы с боковой загрузкой
Мусоровозы с боковой загрузкой считаются ветеранами на рынке коммунальной техники в России и странах СНГ. К числу основных достоинств этой техники можно отнести: стоимость, простоту в обслуживании и ремонте, управление одним оператором. Именно поэтому мусоровозы с боковой загрузкой отлично подходят для небольших городов и поселков, где объемы отходов не высоки.
К недостаткам этого вида мусровозов можно отнести: слабое уплотнение, длительность опорожнения контейнера, мусор возле контейнеров, отходы могут вываливаться во вермя погрузки и транспортировки, нет возможности ручной погрузки. Помимо всего этого, боковая загрузка имеет много движущихся частей, что также несет дополнительную опасность и требует от сотрудников большей осторожности при работе.
Например, мусоровоз КОРМЗ – одна из самых удачных моделей кузова среди российских производителей. Бескаркасный кузов имеет довольно оригинальную форму и, самое главное, великолепную прочность и повышенный уровень жесткости. Также за счет такой формы инженерам удалось добиться повышения полезной площади кузова и увеличить объем загрузочного пространства.
Благодаря удачной конструкции пресс-плиты, машина может осуществлять автоматическую выгрузку контейнеров и прессование. Доработанный захват-манипулятор обладает повышенной грузоподъемностью (предел – 700 кг), может поворачиваться, работать с любыми типами мусорных баков и имеет функцию возврата в изначальное положение (центральное).
Перед подъемом, контейнер фиксируется с помощью специальных автоматических фиксаторов, а сам подъем осуществляется вертикально и перпендикулярно, что позволяет избежать рассыпания мусора на низкой высоте.
Полезный объем кузова составляет 18 м3, а процесс уплотнения занимает 13 секунд.
Технические характеристики:
- стандартное шасси КамАЗ- 53605-3950-23;
- вместимость кузова – 16 м3;
- топливо – дизель или газ;
- уплотнение 6:1;
- грузоподъемность отходов до 9 000 кг;
- грузоподъемность манипулятора до 700 кг.
Еще один российский производитель – Ряжский авторемонтный завод – выпускает схожий мусоровоз, однако имеет более компактные размеры.
Благодаря этому, машина идеально подходит для городов с плотной застройкой и ограниченным пространством.
Устанавливается МК-1451-13 на шасси «ГАЗон NEXT». Способен работать со стандартными контейнерами (0,75 м3). Имеет привлекательный внешний вид за счет применения технологий листогибов и лазерной резки, а также отличается превосходной конструкционной жесткостью. Кузов также является полностью герметичным, а все его части проходят качественную антикоррозийную обработку, что позволяет продлить срок эксплуатации мусоровоза даже в условиях разрушительной внешней среды.
Радует и хорошая базовая комплектация, куда входят гидрораспределители итальянского производства, рукава высокого давления, выполненные согласно условиям евростандарта DIN, а также уплотнения гидроцилиндров Bussak-Shamban с диапазоном рабочих температур от –30 до +80 °C.
Мусоровоз имеет полезный объем кузова 8 м3 и способен перевозить отходы массой до 2 520 кг. Уплотняющая способность пресса – до 2,5 раз. Кроме стандартного манипулятора с грузоподъемностью 700 кг, есть варианты конструкций с увеличенной прочностью. Тип двигателя – дизельный. Стандартное шасси – ГАЗ-C41R13.
Мусоровозы с задней загрузкой
Мусоровозы с задней загрузкой считаются более технологичными и удобными, но, как следствие, более дорогими и требовательными в обслуживании. Данный вид мусоровозов чаще всего можно встретить в больших городах – несмотря на свою цену, они превосходно справляются с самыми разными задачами, а благодаря высокому коэффициенту сжатия способны перевозить больше грузов, что позволяет автопарку сократить число используемых машин.
Модели с высоким уровнем уплотнения, как правило, производятся за границей и стоят в два-три раза дороже российских аналогов. Погрузочный механизм у данных автомобилей располагается сзади кузова, такие мусоровозы встречаются в России практически во всех коммунальных службах.
Лидером среди мусоровозов с задней загрузкой долгое время является голландская компания GeesinkNorba с моделью GPM IV. Среди особенностей надстройки выделяются надежность, и способность работать в тяжелых условиях продолжительное время.
Мусоровоз имеет достаточно продвинутую конструкцию, основанную на уникальных технологиях. Так, прессующий механизм способен выдать невероятно высокий коэффициент уплотнения, который доходит до 7. Также важное нововведение компании в размещении мусора – большинство аналогов прессуют отходы, упирая их в верхнюю часть кузова, что способствует быстрому износу основных частей.
Инженеры GeesinkNorba пошли дальше в этом вопросе и создали систему, которая способна распределять мусор равномерно по всему кузову, тем самым не только защищая от преждевременного износа части машины и продлевая срок ее эксплуатации, но и увеличивая полезный объем бака. Сюда также стоит отнести и возможность погрузки габаритных отходов – ширина загрузочного отверстия равна ширине всего кузова, так что никаких проблем с крупногабаритными вещами в условиях городского использования возникнуть не должно.
Сами кузова выпускаются в различных вариациях – от 12 до 28 м3, однако независимо от размеров изготавливаются из Hardox и Domex стали, которая обладает отличными качествами и позволяет длительное время работать под серьезной нагрузкой.
Также часто данную модель используют для транспортировки крупногабаритных объектов на полигоны утилизации или мусороперегрузочные станции. К слову, подъемное устройство машины является многофункциональным и обладает грузоподъемностью до 1 тонны, что позволяет ему работать с абсолютным большинством контейнеров, которые используются в России. Еще одна интересная особенность мусоровоза GeesinkNorba GPM IV – предусмотренное ручное опускание крыши люка с нижним брусом при загрузке крупногабаритных мешков с отходами.
С учетом того, что в мире активно развивается производство электрокаров, GeesinkNorba уже сейчас разрабатывает машины с установкой оборудования на шасси, оснащенное электрическим двигателем.
Технические характеристики:
- стандартное шасси MAN TGM 19,250;
- вместимость кузова – 21 м3;
- топливо – дизель;
- уплотнение 7:1;
- грузоподъемность манипулятора до 800 кг.
Среди российских производителей мусоровозов с задней загрузкой можно отметить Арзамасский завод коммунального машиностроения с моделью КО-440В new. Это доработанная версия популярного мусоровоза, которая получила увеличенный кузов на 3 м3, а также больший коэффициент уплотнения (есть возможность вручную регулировать давление, создаваемое пресс-плитой). Объем бака позволяет без проблем загрузить 100 баков европейского стандарта по 1,1 м3.
Из плюсов стоит выделить вынесенные на боковые стены гидроцилиндры. Такое решение способствует продлению срока эксплуатации, а также значительно упрощает процессы ремонта.
Кузов выполнен из цельнометаллической пластины, имеет сферические боковины (усиленные гнутым профилем), выполняющие роль ребер жесткости, за счет чего повышается прочность и показатели долговечности кузова. К слову, все эти нововведения присутствуют не просто так – кузов действительно рассчитан на большие нагрузки. Интересной особенностью также является усиленный низ загрузочного ковша (его толщина 8 мм). При желании покупателя, завод изготавливает ковш из прочной марки стали HARDOX 400.
Процесс прессования также был переделан, так что в итоге время полного цикла сократилось до 25 секунд. Еще одним плюсом можно назвать полную выгрузку отходов из ковша – в нем не остается каких либо остатков. Весьма полезной окажется и присутствие шиберного крана для системы дренажного слива из ковша, что значительно упрощает работу в условиях низких температур.
Достоинством данной модели является большой клиренс. И хотя изначально он разрабатывался для повышения проходимости на мусорных полигонах, даже на обычных дорогах в некоторых странах СНГ этот фактор будет существенным плюсом.
Интересно, что в стандартный комплект входит «фартук» – устройство, которое делает невозможным просыпание частичек отходов во время разгрузки. В качестве дополнительной опции можно приобрести систему взвешивания баков, которая способно распознавать баки по номеру.
Есть возможность заказа и монтажа портального захвата (с помощью него можно загружать крупногабаритный мусор до 3 тонн).
Технические характеристики:
- стандартное шасси КамАЗ-53605;
- вместимость кузова – 19 м3;
- топливо – дизель;
- уплотнение от 2,5 до 7;
- грузоподъемность отходов до 7 275 кг;
- грузоподъемность манипулятора до 800 кг;
- грузоподъемность портального захвата до 3 000 кг.
Итальянские мусоровозы FARID тоже хорошо известны российским коммунальным службам. Их главное преимущество, помимо надежности, – это, безусловно, то, что они большегрузные, а значит, способны не только транспортировать значительные объемы отходов, но и качественно уплотнять, перевозить и разгружаться (самостоятельно, данный процесс полностью механизирован) без потери содержимого.
Примечательно, что помимо автоматической загрузки, мусоровоз FARID предназначен и для ручной сборки твердого мусора, что значительно расширяет спектр возможностей данной машины.
Кузов «итальянца» каркасный, выполнен из труб с квадратным сечением. Внутри же бак выполнен в виде стальной сферы, материал которой устойчив к деформации и разрушению. Благодаря использованию цельных листов стали, стенки обладают хорошей жесткостью, а также правильно распределяют нагрузку. К слову, форма бака способствует полному выходу жидкостей, что предотвращает появление ржавчины и коррозии.
Гидроцилиндры вынесены за пределы кузова и при этом еще дополнительно защищены откидными панелями. Сама система уплотнения двух плит движущимся по направляющим. А вот автоматическая разгрузка происходит благодаря изогнутой плите, отличающейся высокой прочностью и формой, способствующей удалению всех нечистот. Также стоит заметить, что кантователь для мусорных баков оснащен как еврозахватом, так и гребешковым, и соответствует DIN-стандарту.
В стандартной комплектации мусоровоз FARID работает с контейнерами объемом не более 1,1 м3, однако по заказу фирма изготавливает и устанавливает портальный загрузчик вплоть до 8 м3.
Технические характеристики:
- стандартное шасси КАМАЗ, МАЗ,
- вместимость кузова – 19 м3;
- топливо – дизель;
- уплотнение 6:1.
А вот турецкий производитель HIDRO-MAK производит действительно продвинутую технику, способную не только перевозить мусор, но и благодаря встроенной мойке мыть мусорные баки. Моечная установка располагается в задней части кузова и состоит из пары форсунок, вращением которых можно управлять и подбирать давление в пределах 80–100 бар.
Сам бункер мусоровоза имеет объем 19 м3. А сразу за кабиной водителя монтируется бак с чистой водой на 1 900 литров. В среднем на мойку одного бака использует до 20 литров воды. При средней производительности насоса 45–66 л/мин можно вымыть порядка 2-4 контейнеров в минуту (от 15 до 30 секунд на бак).
Примечательно, что вся грязная вода собирается в специальном баке немного меньшего объема (1 400 м3).
Технические характеристики:
- стандартное шасси КАМАЗ, Mitsubishi Fuso;
- вместимость кузова – 18 м3;
- топливо – дизель;
- уплотнение 6:1.
Учитывая тот факт, что за 2020 год в России в связи с переходом значительной части граждан на удаленный режим работы более чем на 20% увеличился объем мусора в многоквартирных и частных домах, не исключен тот факт, что сегмент мусоровозной техники в 2021 году ожидает стремительный рост.