Компании, входящие в ГК «Кашалот», выбраны региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами сразу в шести территориальных зонах Красноярского края. Это более 55% рынка образования отходов региона.
С 1 января 2019 года все регионы России переходят на новые правила обращения с твердыми коммунальными отходами. Территории поделены на так называемые технологические зоны – в Красноярском крае их 19. За каждой из зон закреплен региональный оператор. Он отвечает за сбор, транспортировку, переработку, захоронение мусора, а также ликвидацию стихийных свалок. Конечная цель работы регионального оператора – обеспечить комплексную услугу, от перевозки мусора и до его утилизации во всех районах присутствия.
Решение о выборе регоператора – зона ответственности специальной конкурсной комиссии при администрации Красноярского края. Делая выбор, эксперты – в их числе чиновники, экологи и специалисты отрасли – опирались не только на предложенную компаниями-соискателями цену услуги, но и на их опыт и качество работы. Так, обязательные требования к соискателям – лицензия в области обращения с ТКО, наличие парка собственной техники для работы и вывоза мусора, возможность отправить ТКО на переработку, а «хвосты сортировки» – на полигон. Компания-регоператор также не должна нарушать природоохранное законодательство, а в работе с ТКО – стремиться к тому, чтобы по максимуму извлечь из отходов вторичные материальные ресурсы и с каждым годом увеличивать эту долю.
По итогам конкурсных процедур статус регионального оператора в шести технологических зонах Красноярского края получили компании, входящие в группу компаний «Кашалот». В частности, компании будут работать в Назаровской технологической зоне (Ужур, Новоселово, Балахта, Шарыпово), Лесосибирской технологической зоне (Лесосибирск, Енисейск, Пировское, Казачинское), Мотыгинской технологической зоне (Мотыгино), Канской технологической зоне (Канск, Иланская, Нижний Ингаш), Абанской технологической зоне (Абан, Дзержинск, Тасеево), а также отвечать за обращение ТКО на левом берегу Красноярска. Об узких местах «мусорной реформы» и планах по строительству новых инфраструктурных объектов в интервью журналу «ЖКХ Сибири» рассказал руководитель КГ «Кашалот» Илья Ильин.
Илья Викторович, один из главных вопросов со стороны населения: «А зачем нужна «мусорная реформа» – мусор же и без нее вывозят, захоранивают»?
Ответ на этот вопрос включает множество аспектов – экологический, правовой, стратегический и прочее. Но если резюмировать: реформа – это принципиально новый, системный подход к обращению с отходами. И от него выигрывают все – население, государство, бизнес. Что мы имели до недавнего времени? Мусорный бизнес являлся теневым и, можно сказать, криминальным – огромное количество отходов никем не контролировалось, государство не получало денег, а население не имело ни малейшего представления о том, за что именно оно платит деньги и каким образом утилизируется мусор – доезжает ли он до полигона или сваливается в ближайший овраг. В результате повсюду возникают несанкционированные свалки, а деньги потребителей просто растворяются усилиями недобросовестных перевозчиков.
Такое положение дел объяснимо: действующая законодательная база не подразумевала никаких гарантий для участников процесса обращения с отходами. Поэтому на протяжении долгого времени у инвесторов не было заинтересованности в том, чтобы идти в эту отрасль: кто захочет вкладывать средства, когда финансовый результат непредсказуем. Реформа не просто перекраивает, а в корне меняет правила.
В чем именно эти изменения?
С 1 января 2018 года в России начался период перехода к новым правилам: вводится институт регионального операторства. Теперь деньги с жителей за утилизацию мусора будут собирать не УК, а оператор, который обязан отчитываться перед государством за каждый кубометр собранных отходов. Обязанность регоператора – не просто обеспечить сбор мусора у населения, но и нанять перевозчика, отследить, куда вывезены отходы, а затем произвести их сортировку. Платить за полигон будут не перевозчики мусора – как это происходит сейчас, а регоператор, так что «серые схемы» окажутся бессмысленными. К слову, по новому закону все мусоровозы должны быть оснащены системой «Глонасс», что ограничит число беспорядочных свалок.
Активная подготовка к «мусорной реформе» шла последние три года. Однако очевидно, что узких мест по-прежнему не мало. По вашим оценкам, что вызовет основные трудности?
Основное – это инфраструктура: где-то она еще не готова, а где-то ее просто нет. За последние 20 лет ни государство, ни частный бизнес никак не вкладывались в инфраструктуру для работы с ТКО, поэтому накопилось множество проблем. Подавляющее большинство эксплуатирующихся сегодня объектов построены еще при советской власти.
На то, чтобы выстроить систему, уйдет не менее четырех лет. Первый год – определение логистических маршрутов, приобретение мусоровозов, бачков. Надо начать вывозить мусор там, где это вообще никогда не делалось – такие примеры не редкость. Параллельно с этим, работы по развитию инфраструктуры – проектирование и закладывание новых мощностей: полигонов для захоронения отходов, сортировок, мусороперерабатывающих заводов.
Готов ли бизнес и население к работе по новым правилам?
Не берусь отвечать за всех представителей бизнеса, компания «Кашалот» – да, готова к реформе как морально, так и финансово и инфраструктурно. Последние 8 лет компания планомерно создавала в Красноярском крае инфраструктуру для работы с ТКО. В последние три года эта работа шла особенно активно – в районах края построены полигоны, сортировки. Так, летом 2018 года «Кашалот» открыл в Канске новый полигон по обработке твердых коммунальных отходов. Его площадь – 27 гектаров. Это первая реализованная на территории Красноярского края концессия.
Этот полигон – часть современного комплекса по обработке твердых коммунальных отходов от жителей и предприятий Канского, Дзержинского, Иланского районов, а также городов Канска, Иланского и поселка Абан. Комплекс будет включать пункт приема мусора, перегрузочную и сортировочную станции, площадку для хранения вторичного сырья, прессовочное оборудование. Полигон рассчитан на 15 лет эксплуатации, но с учетом требования законодательства, а также современных технологий, позволяющих переработать до 90% отходов во вторичное использование, рассчитываем продлить жизнь полигона до 35 лет. Это стратегическая цель компании «Кашалот» – вовлечь переработку до 90% отходов.
Работа по развитию мощностей компании продолжается и сегодня – для окончательного формирования инфраструктуры компании понадобится еще 3–4 года. В планах – приобретение мусоровозов, строительство полигонов, сортировок.
Если говорить про население, оно к реформе, конечно же, не готово, в особенности те, кто проживает за пределами крупных городов. Если в крупных городах система по работе с ТКО была создана и худо-бедно, но работала, то в деревнях, например, мусор не возился никогда. Там никогда не было никаких объектов – вообще ничего! Проживающее на таких территориях население никогда не платило за услугу – и это еще одно узкое место. Как показывает практика коллег из других регионов, на первом этапе нам наверняка придется столкнуться с неуплатами.
Главное опасения населения касается повышения тарифа за вывоз мусора. Как именно формируется тариф?
Тариф формируется для жителей и юридических лиц как коммунальная услуга. Размер платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с человека – из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей, либо юрлиц в жилом помещении.
В коммунальной услуге по сбору и вывозу мусора появляется налог на добавленную стоимость (НДС) и налог за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Плата за НВОС – гарантия того, что вывезенный мусор будет переработан. Из этих денег формируется фонд, на средства которого будут закрыты свалки и произведен рециклинг – переработка – отходов. Разрабатывает и утверждает тариф Министерство тарифной политики Красноярского края.
Меняется не только тариф, но и сам подход к его оплате. Каков новый порядок?
В соответствии с Жилищным кодексом РФ региональный оператор по обращению с ТКО должен заключить договор с управляющими компаниями и ТСЖ о предоставлении услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. То есть, как и раньше, жителям будет приходить счет за жилищно-коммунальные услуги. Однако в этом счете появится новая строчка, где будет, в том числе приведен расчет платы за вывоз твердых коммунальных отходов для конкретной квартиры. Если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании примут решение о заключении прямых договоров с региональным оператором, то региональный оператор будет присылать отдельную квитанцию на оплату своих услуг. Отдельные квитанции получат и жители частного сектора.
Разделяете мнение о том, что опасения населения относительно «мусорной реформы» необоснованы и вызваны, в первую очередь, информационным вакуумом?
Безусловно! Причина опасений именно в отсутствии информации. Поэтому ГК «Кашалот», уделяет много внимания, в том числе информированию населения. На сайте компании есть раздел с ответами на самые часто задаваемые вопросы. Рассказываем о новых правилах через СМИ, в личных встречах с населением, главами сельских поселений, руководителями УК и ТСЖ.
В целом, просветительская деятельность – важное для компании направление работы. В конце этого года в школах и детских садах Красноярска и края стартует организованная «Кашалотом» акция по сбору пластиковых крышечек «Добрый кашалот». Собранные в ходе акции крышечки будут сданы в переработку – вырученные деньги направим на конкретное доброе дело. Планируем проводить уроки экологии в школах, на них, в том числе будем рассказывать о важности грамотного подхода к обращению с ТКО. Уверен, осознанный подход к экологии – это вопрос, который не может быть отложен «на завтра». Действовать нужно сегодня – это касается и каждого конкретного человека, и глобального подхода, примером которого является реформа по работе с ТКО.