По прогнозам экспертов, такая программа принесет колоссальный экономический и экологический эффект. Тема критической экологической ситуации в России, в том числе в Красноярском крае уже долгое время вызывает беспокойство у широкой общественности.
Во многом, такая обстановка сложилась из-за проблем в обращении с разноотраслевыми отходами: добывающей и перерабатывающей промышленности, ЖКХ, аграрного и лесного комплексов, которые порождают техногенные опасности, социальную напряженность и даже аварии и катастрофы. Главной причиной этой ситуации является отсутствие четкой государственной политики федерального уровня.
Красноярский край имеет все основания стать ПИЛОТНОЙ территорией создания ИНДУСТРИИ обращения с отходами.
Объемы отходов перечисленных категорий в Красноярском крае впечатляют – это обосновывает необходимость создания ИНДУСТРИИ обращения с разноотраслевыми отходами. В рамках стратегии «нулевого отхода», предлагаемой экспертами ВСА БТК, отходы являются сырьем для производства ряда продуктов высокой добавленной стоимости, реализация которых может принести в бюджет от 3 рублей за каждый вложенный рубль.
К таким продуктам можно отнести удобрения, корма, строительные материалы, сорбенты, полученные в результате переработки отходов аграрного комплекса. Отдельно стоит отметить промышленные отходы, в том числе складированные на территориях перерабатывающих предприятий и являющихся сырьем для производства большой номенклатуры изделий и материалов.
В 2011 году общественные организации, в числе которых СПКК, СЛПКК, СТПКК, «Опора России», «Деловая Россия», сплотившись вокруг экологических проблем, образовали экспертное сообщество, под названием «Объединенная Комиссия возобновляемых ресурсов и биотехнологий», позднее переформатированная в некоммерческую организацию под названием «Восточносибирская ассоциация биотехнологических кластеров» (ВСА БТК). Основными задачами ВСА БТК стало создание «единого окна» и «лифта» на федеральный и муниципальный уровни для широкого спектра проектов, технологий, научно-образовательного и законодательного обеспечения обращения с отходами, для использования их в качестве вторичного сырья.
В течении семи лет эффективной работы ВСА БТК а также постоянного увеличения числа участников процесса структурирования и перевода экологической идеологии в практическую плоскость, возникла необходимость расширения сотрудничества в вопросах рационального использования сырьевых ресурсов, возобновляемой энергетики, применения биотехнологий. Для формализации взаимоотношений возросшего числа участников Соглашения Комиссия была преобразуется в Комитет, основной функцией которого станет экспертиза проектов и технологий, подготовленных в рамках идеологии стратегии «нулевого отхода».
Основной задачей Комитета является усиление профессионального уровня экспертных команд, работающих в общественных советах при министерствах за счет дополнительного привлечения отраслевых и научных высококлассных специалистов. Кроме того, Комитет призван содействовать формированию государственночастного партнерства в процессе практического решения экологических проблем, в том числе с получением положительного экономического эффекта. Прежде всего, в своей работе эксперты Комитета ориентируются на принципы комплексного подхода, рационального использования сырьевых ресурсов, синергии, а также на возможности повторного применения в рамках муниципальных Стратегий социально-экономического развития. Большое внимание уделяется увеличения конкурентных преимуществ для возможности вхождения в Федеральные целевые и отраслевые программы, а также перспективы получения международных, федеральных и корпоративных грантов.
В октябре текущего года Экспертный совет Комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного собрания Красноярского края рассмотрел государственную Программу «Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов» на 2019–2021 годы. В рамках этой программы предусмотрены беспрецедентные до сих пор расходы. Эта, без преувеличения, долгожданная в регионе программа стала возможной благодаря совместной работе Министерства экологии и рационального использования природных ресурсов Красноярского края, Комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного Собрания и экспертного сообщества, Министерства экономического развития, Министерства промышленности, энергетики и ЖКХ, – представителей науки и общественных образований.
Одним из восьми разделов программы является наиболее важная, с точки зрения экспертов ВСА БТК, подпрограмма – «Обращение с отходами». По сути, это первый в регионе программный документ, систематизирующий процессы, связанные с обращением с отходами.
Но экспертное сообщество считает данную работу не завершенной, так как в ней основной упор делается на ТКО и не достаточно четко представлено обращения с отходами других отраслей. В ближайшее время в адрес исполнительной и законодательной власти с площадки объединенного Комитета будут представлены предложения по определению и структурированию механизмов обращения с отходами разных отраслей, в том числе промышленных предприятий, предприятий лесного и аграрного комплексов. Этой работе должно предшествовать эколого-экономическое обоснование. Заказчиками которого могут стать или Министерство экономического развития или Министерства экологии и рационального природопользования.
По мнению экспертов ВСА БТК, разработка эколого-экономического обоснования комплексной государственной программы «Рациональное использование природных ресурсов в лесном, аграрном и промышленном комплексах Красноярского края» принесет значительный синергетический эффект при ее реализации.
- Программа должна включать в себя несколько подпрограмм, в том числе:
- «Обращение с отходами лесного хозяйства»;
- «Обращение с отходами аграрного комплекса»;
- «Обращение с промышленными отходами»;
- «Профилактика, предотвращение и устранение техногенных аварий связанных с деятельностью нефтегазовой отраслью и вредными производствами».
Формирование комплексного, межведомственного эколого-экономического подхода позволит нашему региону не только занять лидирующие позиции в стране, но и рассчитывать на льготное кредитование профильных проектов из федерального фонда развития промышленности (ФРП).
Также, в соответствии с Федеральным законом «О промышленной политике в Российской Федерации», появится возможность получения федерального софинансирования Экологического Промышленного кластера в рамках ПП РФ № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях».