«Цифровой мусор» против нелегальных свалок

текст: Сергей Петров, фото: publicdomainpictures.net

Популярное

Российский экологический оператор (РЭО), курирующий мусорную реформу, создает единую информационную систему наблюдения за транспортировкой мусора. С помощью датчиков ГЛОНАСС, установленных на мусоровозах, весах на полигонах, перерабатывающих предприятиях и мусоросжигательных заводах он рассчитывает контролировать доставку отходов на легальные свалки. РЭО обещает, что все 18 тыс. грузовиков, которые перевозят мусор, подключат к системе в 2022 году.

20 июля руководители Российского экологического оператора провели в Москве пресс-конференцию, на которой рассказали о создании электронной системы наблюдения за движением отходов. Замгендиректора организации по правовым вопросам и аналитическому сопровождению работы с федеральной схемой Алексей Макрушин заявил, что по закону сегодня все мусоровозы должны быть оснащены датчиками ГЛОНАСС, а все объекты обращения с отходами – весами, поэтому для отслеживания мусора «все технические возможности есть».

Но в стране много несанкционированных свалок. По словам Алексея Макрушина, большинство из них создают подрядчики региональных операторов – индивидуальные предприниматели и небольшие компании, вывозящие мусор юрлиц, жителей частных и многоквартирных домов. Для этого используют 18 тыс. мусоровозов.

Впрочем, за две минуты до этого заявления представитель РЭО сказал, что цифры об отходах уточняются постоянно и определенно о них можно будет говорить, когда весы появятся на всех объектах обращения с отходами. Чего Алексей Макрушин ожидает только «в ближайшие годы».

Пока что данные об объеме мусора в нашей стране собирают только региональные операторы – РЭО же намерен создать федеральную систему учета твердых коммунальных отходов (ТКО).

Замгендиректора РЭО по цифровизации Алексей Буров уточнил, что и система уже есть. Она содержит информацию об объектах инфраструктуры обращения с отходами и маршрутах их транспортировки. Оператор мусорной реформы планирует дополнить систему данными с датчиков на мусоровозах и точек весового контроля на полигонах.

«Еще есть дополнительные технологии, которые мы сейчас прорабатываем, – датчики на ось, раму мусоровоза, топливные датчики и датчики на мусорные баки. Сейчас РЭО проводит пилот в Москве – мы смотрим, как заполняются баки, забирают ли мусоровозы полные контейнеры или нет. В случае эффективности работы таких датчиков будем рекомендовать внедрять и их тоже», – сказал Алексей Буров.

На вопрос, повысятся ли из-за таких дополнительных устройств тарифы на вывоз мусора для граждан, Алексей Буров ответил, что решение будет приниматься после анализа расходов на запуск устройств. Единые стандарты для сбора информации с датчиков на грузовиках создадут в этом году. Подключить к системе все мусоровозы страны планируется в 2022 году, сказал представитель РЭО.

19 июля вице-премьер Виктория Абрамченко на Совете по стратегическому развитию и нацпроектам доложила Владимиру Путину, что электронная модель федеральной схемы обращения с отходами уже создана. Зампред правительства пообещала, что в 2021 году модель будет интегрирована с системой ГЛОНАСС. Это позволит отслеживать движение всех мусоровозов в режиме реального времени.

РЭО обсудил практику вывоза мусора на нелегальные свалки с участниками рынка и правоохранительными органами и пришел к выводу: если мусоровоз сойдет с маршрута ради выгрузки мусора там, где это делать не положено, автомобиль могут отправить на штрафстоянку на «несколько дней или недель». Если же нарушение повторится, РЭО предлагает конфисковать транспорт. Водители мусоровозов перед выездом в рейс будут обязаны внести в информационную систему данные о том, куда и какие отходы они повезут. Если они этого не сделают, дорожно-патрульная служба (ДПС) сможет начать проверку.

«Это разрушит выстроенный бизнес по вывозу отходов на нелегальные свалки», – считает Алексей Макрушин.

Директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов НИУ ВШЭ Георгий Сафонов в беседе с Plus-one.ru назвал инициативу «очень разумной» и предложил использовать опыт Сахалинской области по контролю за несанкционированными свалками с помощью дронов. Однако эксперт сомневается, что все 18 тыс. мусоровозов успеют оборудовать датчиками в 2022 году, так как это дорогостоящая и бюрократически зарегулированная процедура. Главной же мусорной проблемой остается закрытие полигонов, а не контроль за транспортировкой ТКО, считает эксперт. На свалках должны захоранивать максимум 10% отходов, а все остальное, перерабатывать и при необходимости сжигать, как это происходит в Японии, Швеции, Германии и США, говорит Георгий Сафонов. РЭО же ставит целью захоронение до 50% ТКО к 2030 году.

Руководитель по региональному развитию движения «ЭКА» Дмитрий Федоров считает инициативу РЭО о создании системы контроля отходов логичной, но тоже отмечает, что сегодня далеко не все мусоровозы оснащены датчиками. Кроме того, не везде хватает легальных полигонов.
«Например, в Махачкале – городе с огромным числом жителей, объектов ритейла и промышленных предприятий – вывозят мусор на несанкционированные свалки. Что там будут мониторить? Весового контроля там нет, датчики GPS и ГЛОНАСС на технике не установлены», – сказал он.

Проблемы с наличием полигонов и перерабатывающих предприятий, отвечающих всем требованиям закона, есть минимум у десятка российских регионов, добавляет Дмитрий Федоров. Построить эти объекты, а также оборудовать все мусоровозы датчиками крайне сложно.

«Поэтому заявление, что система будет эффективно работать на всей территории России в 2022 году, – громкое, но пока еще весьма спорное», – резюмировал эксперт.

spot_img
spot_img

Новости

На каждого красноярца приходится коммунальных услуг на 15,8 тысяч рублей

Объем коммунальных услуг на душу населения в Красноярском крае достиг 15,8 тысяч рублей по итогам ушедшего года.
spot_img
spot_img

Читайте также:

spot_img