spot_img

Товар без упаковки: как продуктовые сети могут снизить количество отходов

Сегодня большинство товаров в российских продуктовых сетях по-прежнему продается в упаковке, часть которой даже при желании нельзя переработать. Концепция по сокращению отходов zero waste («ноль отходов»), стремительно набирающая популярность в Европейских странах, могла бы значительно сократить объемы отходов в России.

Популярное

Согласно требованиям Роспотребнадзора, потребитель может купить в свою тару только те продукты, которые можно помыть или подвергнуть термической обработке. Это овощи и фрукты, которые мы привыкли покупать на развес, а также мясо, рыба, замороженные полуфабрикаты.

Остальные товары должны продаваться на развес через специальные дозаторы. Это орехи, сухофрукты и другие сыпучие продукты. Запрещено продавать в собственный контейнер товары из кулинарного отдела – готовые блюда можно взять только в упаковке, пояснили в проекте «Ноль отходов» российского отделения «Гринпис».

В реальности продуктовые магазины разрешают покупать в свою тару весьма ограниченный ассортимент товаров, следует из опроса Plus-one.ru крупных торговых сетей. В основном это овощи, фрукты, морепродукты, замороженные полуфабрикаты, реже хлеб.

Большинство крупных российских торговых сетей в ближайшем будущем не планируют расширять ассортимент товаров без упаковки. Основные усилия ритейлеров сейчас направлены на то, чтобы сделать упаковку перерабатываемой и более экологичной.

Тем не менее «Ашан» в 2022 году планирует отпускать в свою тару больше товаров – мед, зерновой кофе, муку, оливковое масло, хлопья и мюсли. Одним из стимулов к этому стал рост спроса на развесные товары. В январе 2022 года их продажи выросли почти на четверть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Многие ритейлеры развивают отделы товаров без упаковки. Так, первый отдел товаров без упаковки во «ВкусВилле» открылся в 2019 году. Сегодня он есть в 320 торговых точках в 50 городах России. Помимо фруктов и овощей, там продаются орехи, сухофрукты, сладости, масло и замороженные полуфабрикаты. На старте в ассортименте были еще крупы и макароны, но они не пользовались популярностью.

Концепция по сокращению отходов Zero Waste
Концепция по сокращению отходов Zero Waste

Также в некоторых магазинах «ВкусВилл» установлены рефил-станции – пункты розлива средств в свою емкость. Так, например, можно купить гели для стирки и мытья посуды, а также жидкое мыло. Рефил-станции бытовой химии BioMio с зимы 2021 года работают и в ряде магазинов «Перекресток».

Небольшой спрос на товары без упаковки тормозит их продажи. Но это объяснимо – нужно время, чтобы у потребителей выработалась привычка ходить в магазин со своими контейнерами, мешочками и сумками. Замкнутый круг может разорвать инициатива самих ритейлеров. Проблему нужно решать: по оценке Российского экологического оператора, каждый год в России образуется 60 млн тонн бытовых отходов, 50% из них – это упаковка.

Перекладывать ответственность на потребителей неправильно – ведь они выбирают из тех товаров, что уже есть в магазине, в том числе ориентируясь на цены, указывает эксперт проекта «Ноль отходов» российского отделения «Гринпис» Дмитрий Нестеров. «Товары, покупаемые на развес в свою тару, должны быть дешевле обычных. Сегодня в цену товара не закладывается стоимость утилизации упаковки, поэтому разница не видна», – добавляет он.

По словам Дмитрия, сподвигнуть ритейлеров развивать культуру zero waste может государство, приняв соответствующие законы. К примеру, во Франции с 2022 года запретили одноразовую упаковку для овощей и фруктов. Российское правительство обязало производителей лишь утилизировать свою упаковку с 2023 года.

Однако российские ритейлеры и производители не готовы так просто расстаться с одноразовыми изделиями. В X5 Retail Group, а также в ассоциации «РусПРО», важность упаковки объясняют гарантией качества и соблюдения санитарных норм. Принято считать, что в условиях пандемии одноразовые изделия безопаснее многоразовых. С этим спорят экоактивисты и медики: более 100 врачей из 18 стран мира совместно с «Гринпис» подписали заявление, в котором говорится, что безопасность использования тех или иных предметов зависит от соблюдения базовых правил гигиены. Товар без упаковки: как продуктовые сети могут снизить количество отходов

текст: Юлия Николаева, фото: saladplate.com

spot_img
spot_img

Новости

Группа Компаний «Мегалион» поставила новейшие разработки в Беларусь

Одними из самых ярких проектов 2021 года для Группы Компании «Мегалион» стали поставки оборудования в Беларусь. Об этом на выставке WASMA-2022 журналу «ЖКХ Сибири» рассказал руководитель проектов предприятия Антон Милехин.
spot_img
spot_img

Читайте также: