spot_img

Александр Глисков: «Тарифы должны отражать объемы работ, а не аппетиты чиновников»

текст: Станислав Казаченко, фото: sobranie.info

Популярное

Уже третий год Красноярский край живет по новым правилам обращения с бытовыми отходами. Инициаторы реформы ставили цель наведения порядка в отрасли, развития мусоропереработки и в целом улучшения экологической ситуации. Насколько удалось добиться поставленных задач и вообще пошли ли эти преобразования на пользу региону в интервью рассказал депутат Законодательного собрания края, член комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Александр Глисков.

– Александр Александрович, скоро исполнится два с половиной года с момента старта «мусорной реформы» в стране и в Красноярском крае в частности. Какую оценку вы могли бы поставить прошедшим преобразованиям?

– Мусорную реформу в народе прозвали «мусорной аферой», и, надо сказать, небезосновательно. За всю проделанную работу я бы поставил только одну оценку – «кол». Необходимость всех преобразований нам обосновывали обещаниями, что мусор станет вывозиться регулярно, будут обустроены специальные площадки, запустится мусоросортировка и мусоропереработка, проблема несанкционированных свалок решится – нетрудно заметить, что ничего из этого так и не произошло. Тарифы выросли в три раза, но качество услуг только упало. Особенно проблема актуальная для сельской местности: в некоторых деревнях теперь вообще не стало мусорных площадок либо идти до них нужно несколько километров. В этих условиях неудивительно, что количество несанкционированных свалок растет. В целом мы можем уверенно говорить, что ситуация по состоянию на весну 2021 года в этой сфере точно хуже, чем была перед началом всей реформы, в конце 2018 года. Удивляет в этой связи и позиция Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, да и регионального правительства в целом. Все это производит впечатление каких-то интриг и лоббирования интересов отдельных региональных операторов, но мы не видим никакой нацеленности на то, чтобы удобнее стало потребителям услуг, то есть гражданам. За время мусорной реформы сменилось уже четыре министра. Каждый новый из них начинает что-то менять под себя, из-за чего порядка, мягко говоря, больше не становится. В этих условиях очевидно, что недовольство людей растет. Правда, в Минэкологии уверены в обратном: здесь делают акцент на том, что жалоб в их адрес стало поступать меньше. Но это тоже объяснимо: люди понимают, что получат отписку, и просто не видят смысла им писать. Так что заявления направляют по другим адресам, например, депутатам или в прокуратуру.

– Согласно вступившим в силу правилам, вывозом мусора должны заниматься региональные операторы, определяемые по конкурсу. Оправдала ли себя такая система?

– Абсолютно не оправдала. Были на нашем рынке операторы, которые действительно имели опыт и репутацию, качественно выполняли свои обязанности – и почему-то именно они ушли первыми. Вспомним, например, компанию «Сыроежка» – работали отлично, использовали современную технику, отзывы от жителей были в основном положительные. Но они приняли решение передислоцироваться в Кемеровскую область, где есть более комфортные условия для деятельности и более благожелательное отношение со стороны чиновников. Взамен них на левом берегу сейчас работает «Красноярская рециклинговая компания», не имевшая опыта. И на них постоянно поступают жалобы: не хватает техники и баков, не выстраивается нормальная логистика, и территориальные зоны, где они являются операторами, все это время просто лихорадит. Именно на их совести тот мусорный коллапс, с которым на Новый год раньше столкнулся Красноярск, когда все дворы были завалены мусором. Что касается операторов других территорий, то там ситуации бывали и посерьезнее: вскрывались и факты подделки документов для участия в конкурсах, и фиктивные банковские гарантии. Впрочем, региональные власти заняли пассивную позицию, и пока что не было случая, чтобы они расторгли договор с регоператорами, даже когда те очевидно на протяжении долгого времени не могли выстроить работу. Но на самом деле еще больше удивляет позиция муниципальных властей: ведь исправлять все недоделки компаний, убирать все стихийные помойки придется именно им за счет своего бюджета. Но они не просто проявляют пассивность, но часто не смотря подписывают все акты приемки. В итоге жители страдают, а регоператоры получают деньги за работу и даже субсидии.

– Насколько адекватно установлены тарифы на вывоз мусора в Красноярском крае?

– Это очень важный вопрос, и по этому поводу я уже направлял обращения в ФАС и в Минэкологии. Невозможно понять, почему в Красноярске на правом и на левом берегу установлен одинаковый тариф, при том, что в первом случае мусоросортировка есть, а во втором нет. Люди получают за одни и те же деньги разный набор услуг. Такая ситуация не может не возмущать. Необходимо либо организовать сортировку на левом берегу, либо снижать тарифы, убирая эту составляющую.

– Как обстоит ситуация с мусорными полигонами?

– Конечно, их не хватает. Сейчас в Красноярске стался единственный легальный полигон АО «Автоспецбаза», который находится в краевой собственности. Причем изначально он принадлежал городу, но к ним пришли представители Минэкологии и настаивали на передаче в собственность региона, обещая в этом случае провести модернизацию и вложить до 500 млн рублей. Часть депутатов, включая меня, такому решению сопротивлялись, но большинство все же смогло продавить такую передачу актива. Обещания выполнены не были. Больше того, сегодня Росприроднадзор констатирует, что полигон переполнен. Также на нем незаконное складирование промышленных отходов, то есть представляющих высокую степень опасности. Недавно много шума наделали планы поставлять в Красноярский край ядохимикаты из Амурской области. Но с тем отношением, которое мы видим, никто не удивится, если они оказались закопаны на этом полигоне. Естественно, нет и сортировки. Согласно требованиями Росприроднадзора, пластик бумага и картон должны отсортировываться и идти на вторичную переработку. Поскольку здесь этого не происходит, ведомство пытается закрыть полигон через суд. И здесь нет хорошего решения. По правилам полигон действительно нужно закрывать, но он ведь единственный в городе, и куда в таком случае придется сваливать мусор просто непонятно. Решать проблему полигонов Минэкологии надеется с помощью концессии: якобы, должны прийти иногородние бизнесмены, вложить миллиарды и все наладится. Но мы что-то подобное видели на примере лесной отрасли: так называемые инвесторы приходили, получали лес за копейки, все вырубали под корень, а край оставался и без леса, и без денег. И здесь будет то же самое: полигон, из без того забитый под завязку, забьют сверх лимитов и скажут: «извините, не смогли найти средства». Интересно, что все это при том, что у «Автоспецбазы» была своя производственная программа, утвержденная министром экологии в том числе, где они предполагали организовать все своими силами без всяких концессий. Почему она не реализуется – неясно, но трудно не думать, что у чиновников есть какая-то личная заинтересованность в приходе какого-то конкретного концессионера.

– Что все-таки нужно сделать, чтобы навести порядок в отрасли?

– В первую очередь – скорректировать схему обращения с отходами, чтобы она реально соответствовала действительности, а не фантазиям ответственных чиновников. Во-вторых, наладить жесткий контроль за регоператорами. Далее – необходимо разобраться с тарифами, чтобы они был минимальными для жителей, включали только те работы, которые реально производятся. Не может быть одинаковый тариф в Красноярске и Бородино, потому что чем больше мусора, больше оборот и выше тариф. Ведь пока что цифры отражают не объемы выполняемых работ, а аппетиты регоператоров и чиновников. Ну и конечно, полностью исключить бандитские методы, о которых все чаще сообщают. В этом вообще специфика нашего края – работающие в отрасли организации настолько обнаглели, что перенимают методы коллекторов, шлют жителям пугающие письма. Угрожают взысканием не только необоснованных пеней, но и судебных издержек по несколько тысяч рублей в каждом случае. В общем, используют самые подлые методы для введения жителей в заблуждение и собственного обогащения. Не говоря о крайне сомнительных случаях использования персональных данных для передачи посредникам, которые и занимаются взысканием недоимок.

spot_img
spot_img

Новости

NEKTA представила новый личный кабинет потребителя

Система интеллектуального учета энергоресурсов NEKTA анонсировала новый программный продукт, который предназначен для организации доступа потребителям в систему интеллектуального учета (ИСУ) поставщика энергоресурсов.
spot_img
spot_img

Читайте также: