Также регионы обратились в Минприроды с просьбой продлить на два года срок, в течение которого субъекты имеют право использовать старые полигоны, на которые нет надлежащих документов. В Госдуме отнеслись к этому предложению скептически и рекомендовали выяснить, почему регионы не успели построить новые объекты на замену изжившим себя свалкам.
Новый закон дополнительно подстраховал регионы на случай, если местный оператор, отвечающий за цепочку обращения с мусором, обанкротится и уйдет с рынка либо его лишат статуса, например, за вывоз отходов в неположенные места, либо если конкурс вообще не состоится. Как сообщает «Парламентская газета», конкурс признают несостоявшимся, если не заявится ни одна компания, будет подана лишь одна заявка или всем претендентам откажут в допуске к участию.
Раньше в такой ситуации регионы могли заключить временное соглашение только с другим регоператором из того же или соседнего субъекта, а в случае отказа – с госпредприятием, у которого есть лицензия на работу с мусором. Но подходящих предприятий может и не быть. Так что властям дали больше вариантов: теперь они смогут, не проводя конкурса, заключить соглашение сроком на год с любым регоператором независимо от того, в каком субъекте он работает. А до 1 января 2025 года в отсутствие желающих поучаствовать в конкурсе на регоператора можно будет временно нанять компанию, которая уже занимается отходами в регионе.
«Это могут быть владельцы полигонов, сортировок, перевозчики», – пояснил зампред Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Александр Коган на заседании комитета в июне. Если же и они не захотят работать, регионы будут иметь право заключить годовой контракт с любой организацией, зарегистрированной на территории субъекта, если у нее есть соответствующая лицензия и она не находится в стадии ликвидации или банкротства.
Изначально этим законопроект и ограничивался. Но депутатов это не устроило. Ведь, если не найти и не устранить причины, из-за которых никто не вышел на конкурс, через год ситуация повторится. Поэтому парламентарии внесли в закон поправку, по которой региональные власти, заключив временное соглашение, должны будут проанализировать ситуацию и разработать план мероприятий, чтобы избежать прошлых ошибок.
Остается и вопрос старых свалок, на которые нет предусмотренной законом документации, но куда продолжают везти мусор. Сейчас действует отсрочка до 1 января 2023 года, по которой можно использовать такие полигоны, введенные в эксплуатацию до 2019 года. За оставшиеся полгода регионам надо успеть ввести в строй объекты на замену старым свалкам, чтобы было куда свозить отходы.
Возможностью продолжать возить мусор на полигоны без документов о включении в перечень мест размещения ТКО воспользовались 26 регионов, рассказали в пресс-службе Минприроды. Это 76 свалок. По количеству это не так много: в России сейчас около тысячи лицензированных объектов размещения отходов, включенных в госреестр. Но объемы мусора немалые – ежегодно на полигонах без документации размещают по шесть миллионов тонн, что составляет 10 процентов объема мусора, образующегося в стране за год.
Некоторые регионы не смогли ввести в эксплуатацию лицензированные объекты в установленный законом срок и скорее всего уже не успеют. Особо сложная ситуация в восьми регионах, в которых находится 51 из 76 объектов размещения ТКО без документации – это Ямало-Ненецкий автономный округ, Омская, Тверская, Сахалинская области, Краснодарский и Приморский края, Башкирия и Крым.
Возникает тупиковая ситуация: если запретить в этих регионах использовать старые свалки, то уже с начала следующего года перенаправить мусорные потоки будет некуда.
В пресс-службе Минприроды сообщили, что планируется подготовить вместе с регионами, в которых сложилась сложная ситуация, и Российским экологическим оператором планы мероприятий, которые «позволят решить вопрос с объектами размещения ТКО без документации до 1 января 2025 года».
Текст: Кристина Симонова, фото: publicdomainpictures.net